Найти в Дзене

Сыновняя любовь.

- Петровна, что-то не видно тебя несколько дней? Чем хоть занята?- увидев соседку, поливавшую цветы, спросила Людмила.

- Здравствуй, Васильевна. Да вот в доме прибираюсь, уборку делаю генеральную.

- К чему-то готовишься?- не унималась любопытная соседка.-Что намечается у тебя?

Антонина перестала поливать цветы, остановилась, поставила лейку на землю и подошла к соседке.

- Максимушка мой обещал приехать в отпуск с семьей. Вот в двух комнатах навела порядок. Приготовила одну девочкам, а вторую им с Машей. Занавески постирала, погладила и повесила. Лишние вещи убрала из шкафа, чтобы они свои могли спокойно повесить. Постельное белье новое застелила. Ну, сама знаешь, как бывает, когда ждешь гостей.

- Так-то гостей. А тут сын с невесткой приезжает, пусть бы она помогла свекрови, сама навела порядок,- усмехнулась Васильевна.

- Ты как Паша мой говоришь. Он тоже мне, пусть сами себе порядок наведут, чай, не баре. Два года не приезжали, хоть так матери помощь окажут. Да зачем мне их помощь? Приедут, внучек увижу, их самих. Много ли нужно нам для радости? Матвей зашел вчера, тоже ворчал.

- А сам Павел где?

- Спит он. Ночью ходил сторожить. Что-то неспокойно было, говорит. То ли собаки носились, то ли кто хотел навредить. Шорохи были неясные, сказал. Всю ночь обходил по несколько раз и сад, и контору.

- Вчера у Андрея именины были, гостей было много. Может, им не спалось, вот и шастали. Ладно, пойду я, тоже займусь делами.- Сказала соседка и направилась к себе домой.

У Антонины было два сына. Старший был ее любимчиком. Так вышло, что после свадьбы у них с мужем долго не было детей. Через семь лет родила она сына. Носилась с ним, как с хрустальной вазой. Все для него, лишь бы не заплакал, лишь бы не заболел.

Когда родился второй сын, не было ему такого внимания, как старшему. С ним она была намного строже и капризам его потакала меньше. Даже в какой-то мере обделяла его лаской и заботой. Мальчик видел это, но не жаловался никогда. Он был молчуном и по характеру спокойным.

-2

После окончания школы старший сын отправился в северную столицу. Учился там в университете на экономиста. Женился на своей однокурснице и остался в Питере. Домой, в родную деревню, приезжал очень редко. Говорил, что тут скучно и тоскливо. Но в этом году обещал приехать обязательно.

Младший сын, Матвей, напротив, любил свою деревню. Работал в колхозе механизатором, женился на деревенской девушке, которая училась в одной с ним школе на класс младше. Сначала родились один за другим два сына, а после них, через пять лет, появилась на свет девочка, ставшая любимицей отца.

Вечером всей семьей пришли навестить родителей. Мать суетилась все так же.

- Ой, Лиза, накрой на стол к ужину. Я тут в коридоре полы домою.

- Мам, ты бы отдохнула. Завтра ведь тоже будет день,-произнес недовольно Матвей, видя, сколько работы сделала мать.

- Ты что, сынок? А вдруг Максим с утра приедет с семьей? Потом мне краснеть перед ними за беспорядок?- недовольно ответила Антонина.

Матвей понял, что говорить с ней бесполезно и не стал продолжать разговор на эту тему. Они переглянулись с женой. В ее глазах был немой вопрос, но Матвей ничего ей не сказал и только покачал головой.

Они поужинали вместе с отцом. Лиза собрала посуду и пошла ее мыть, а Антонина так и не села с ними за стол. Она мыла деревянные ступеньки, ведущие в дом.

- Ну, мне пора на службу!-Павел собрался и пошел на ночное дежурство.

Вылив у забора воду из ведра и сполоснув руки под умывальником, Антонина подошла к столу и села на скамью, погладив по волосам сидевшую возле матери внучку.

- Мое солнышко. Завтра твои сестренки приедут. Будешь с ним играть.

- Мам, не терзай себя так. Не приедет Максим. Если до сегодняшнего дня не приехал, значит, уже не приедет. Он ведь сказал, что в первых числах месяца. Возможно, у него планы изменились.

- Матвей, ну почему ты так говоришь о своем брате? Ты всегда его недолюбливал и высмеивал. Говорил, что он маменькин сынок.

- Ошибаешься, мам. Как раз таки я любил его. Только вот ты меня никогда не замечала рядом с ним. И что бы я не делал, все было бесполезно. Ты этого не видела. Для тебя мир крутился только вокруг Максима. Ты его просто боготворила. Лиза, поехали домой. Поздно уже,-обратился к жене Матвей.

Его маленькая дочь прижалась к матери и спросила:

- Мамуля, а почему бабушка ругает папу?

Матвей взял дочь на руки.

- Иди к папе. Бабушка не ругает меня. Она обижается на дядю Максима из-за того, что он не приехал. Спокойной ночи, мама.

Когда Матвей с семьей ушел, Антонина проводила их до калитки и села за стол во дворе." Ну не сегодня, так завтра приедет мой сынуля. Он обещал и обмануть меня не может",- упрямо думала она, не желая зацикливаться на словах младшего сына.

Она провела рукой по столу. Под клеенкой лежало что-то , от чего она топорщилась. Приподняв краешек клеенки, она увидела сложенную бумагу. Развернула ее. Это была телеграмма на ее имя.

"Приехать не получается. Достали горящие путевки в Болгарию. Едем туда. Целую. Максим".

Антонина не поверила своим глазам. Она еще и еще раз перечитала телеграмму от старшего сына. Сердце учащенно забилось, на глаза навернулись слезы.

Взяв телеграмму в руки, она направилась к детскому саду, где дежурил муж.

- Паша!- окликнула она его, увидев, как в темноте мелькнул огонек папиросы.

- Тоня? Ты? Что случилось? Ты чего здесь?- спросил ее муж.

Вздохнув, Антонина села рядом с ним и рассказала про то, что произошло вечером и про телеграмму.

-Дааа,- протянул Павел, выслушав ее.-А ведь ты, действительно, отделяла сыновей. Матюша не говорил ничего, но на самом деле он, молча, страдал. И я не раз говорил тебе об этом, но ты меня не слушала.

- Как же я была слепа! Я и сейчас слепа и не вижу любви сына, который рядом со мной. Ладно, Паша, пойду я.

- Не расстраивайся, Тонюшка, все наладится,-успокоил ее муж.

Направившись домой, она вдруг вспомнила сначала слова мужа, а потом слова Матвея. "… Что бы я не делал, ты этого не замечала. Для тебя существовал только один Максим".

Остановившись, Антонина прислонилась к березе и постояла так несколько минут. Потом она решительно направилась к Матвею домой. Она знала, что они еще не спят.

Открыв калитку, она вошла во двор и увидела Матвея с женой. Они сидели во дворе за столом под висячей лампой, вокруг которой кружились мотыльки, и пили чай. Детей, видимо, уже уложили спать.

- Мама?- удивилась Лиза, увидев ее.

Обернувшись на возглас жены, Матвей вскочил:

- Мама? Что случилось?

Антонина подошла к сыну:

- Сынок, прости меня. Я была всегда несправедлива к тебе и очень виновата перед тобой.

Матвей смотрел на нее и не знал, что сказать. Увидев в ее руке телеграмму, он понял, что она уже все знает.

Он обнял мать с нежностью и с сыновней любовью так, как мечтал об этом с самого детства, всю свою жизнь.

-3