В самом деле: мы ведь давно хотим рассказать о мостах, которые связывают наш родной Васильевский остров с «материковой» частью Санкт-Петербурга! «Реки разделяют нас – мосты помогают соединиться». И каждый петербургский мост – настоящая поэма!
А поводом начать серию рассказов стала реплика одного из дорогих гостей нашего отеля Art Nuvo Palace. Когда в конце прошлого года после годичного ремонта наконец-то вновь открылся для движения Биржевой мост – наш гость воскликнул: «Поздравляю! Теперь на Васильевском острове снова четыре моста!»
«Спасибо, – ответили мы, – Это действительно очень важное событие для всех жителей Васильевского острова. Но только действующих мостов у нас теперь пять! Пять, а не четыре».
«Откуда же пять? – удивился наш дорогой гость, – Я знаю четыре, так всегда «по классике»: Дворцовый и Благовещенский через Большую Неву, Биржевой и Тучков через Неву Малую... Когда успел появиться пятый?»
Отвечаем: пятый мост – мост Бетанкура, он открылся совсем недавно, в мае 2018 года. И действительно: о его существовании знают далеко не все гости Санкт-Петербурга. Так что информируем, просим любить и жаловать! И – скорее начинаем серию публикаций о Мостах Васильевского острова. Сегодня у нас – общий обзор, а затем мы обязательно расскажем про каждый мост персонально.
Для начала – немножко исторической информации.
Пётр Первый, как известно, мосты «не жаловал». Ведь он мечтал сделать Россию морской державой, а значит, каждый житель Санкт-Петербурга должен был сызмальства приучаться к морскому делу. Стало быть – каналов в Санкт-Петербурге должно быть побольше, а мостов как «сухопутных элементов» – поменьше.
Но жизнь, естественно, внесла свои коррективы. Так что мосты в Петербурге все-таки появились. Через малые реки и каналы – мосты деревянные, а через Неву и ее главные рукава – мосты сперва были наплавные, «плашкоутные». «Плашкоуты» – это такие лодки-понтоны, по которым прокладывался деревянный настил, мы покажем, как это выглядело... А теперь – непосредственно к мостам, которые сегодня связывают Васильевский остров с «большой питерской землей».
Благовещенский мост
Самый первый «настоящий мост» через Большую Неву открылся после семи лет строительства в 1850 году. Первым «пользователем» моста выступил самолично император Николай Первый, который в знак своей признательности изволил по старинному русскому обычаю обнять и трижды расцеловать главного архитектора Станислава Кербедза. «Дивное ожерелье красавицы Невы» – так восхищенно писали современники и ходили на Благовещенский мост как на самую настоящую экскурсию!
Свое название Благовещенский мост получил по храму на левом берегу Большой Невы, от площади при котором начинался подъездной путь. Сразу после кончины Николая Первого мост стал Николаевским, а после Революции получил имя Лейтенанта Шмидта. С 2007 года мост вновь стал Благовещенским.
И да, факт, о котором нельзя не упомянуть. Когда в процессе капитальной реконструкции был возведен мост-дублер – естественно, иначе как «сын лейтенанта Шмидта» его никто не называл. У питерцев как всегда – прекрасное чувство юмора!
Дворцовый мост
Самый «парадный», самый «выставочный», самый «открыточный» мост Санкт-Петербурга. Особенно, естественно, в «состоянии развода». Кстати сказать, многие гости Питера полагают, что Дворцовый мост в силу этой своей символичности – он такой «самый заслуженный», что ли...
Но нет: на самом деле Дворцовый – один из самых «юных» мостов. Совсем недавно он отметил «всего лишь» столетний юбилей, окончательно он был достроен уже в разгар Первой Мировой войны, в 1916 году, когда Санкт-Петербург уже назывался Петроградом.
А вот фотография начала 20 века: здесь Дворцовый мост еще в «наплавном исполнении», и очень хорошо видно, как всё было устроено.
Тучков мост
А вот один из самых «авторитетных и заслуженных» мостов Санкт-Петербурга – как раз Тучков мост. Главным наплавным мостом через Большую Неву был Исаакиевский, с него на Первую/Кадетскую линию, и вот для дальнейшего движения с Васильевского острова на Петроградскую сторону «симметрично» Исаакиевскому появился будущий Тучков мост.
Первое его название – Никольский, по Никольскому приделу Князь-Владимирского собора на правом берегу Малой Невы. А «крестным отцом» моста в середине 18 века стал купец Авраам Тучков. Семейству Тучковых в той части города принадлежало почти «вот вообще всё», начиная с Тучкова буяна. Естественно, что и мост был построен во многом на средства Тучковых: кстати сказать, тогда длина моста составляла почти 900 метров! А еще на Тучковом мосту впервые в России появился искусственный асфальт, а еще однажды мост сгорел дотла... Мы обязательно расскажем об этом в его «персональной истории»! Пока просто отметим, что название «Тучков» – одно из самых исторических на карте Петербурга.
Биржевой мост
Мост, который в каком-то смысле «не сразу нашел свое место». Торговый порт, существовавший на Стрелке еще в середине 19 века, делал возведение «регулярной конструкции» невозможным, так что долгое время в этом месте пользовались лодочной переправой, она называлась Мытнинской по набережной на Петроградской стороне. Когда же Порт окончательно переехал на Гутуевский остров – в 1894 году Биржевой мост все-таки появился на карте Петербурга. Он стал последним крупным деревянным мостом.
В примерно «современном виде» Биржевой мост был отстроен уже в советское время. Именно тогда он и занял свое теперь привычное место, сделав панораму Стрелки полностью симметричной. А назывался он тогда Мост Строителей: имелось в виду – Строителей Коммунизма, ни много ни мало! Строить Коммунизм предполагалось с 1922 по 1989 годы, после чего мост снова стал Биржевым. Кстати сказать, для финальных испытаний построенного моста использовалась танковая колонна, а зачем... об этом тоже расскажем в «персональной истории»!
Мост Бетанкура
И – одно из самых новых имен на «мостовой карте» Санкт-Петербурга. По старинной питерской традиции, особенно «обкатанной» еще на Литейном и Троицком мостах, строительство новой переправы ознаменовалось серией... ну не будем писать «скандалы», напишем корректно – «трудности»... И где именно прокладывать, и как именно, и кто будет возводить... В качестве небольшой иллюстрации приведем тот эпизод, что мост должен был «обходить» территорию одного крупного военного предприятия, что, конечно, правильно: другое дело, что пока мост собирались строить – военное предприятие со своего места «съехало».
Но главное – что в итоге мост-красавец появился и, как минимум, решил определенное количество транспортных проблем Васильевского острова, за что уже большое спасибо. Ну а подробнее – в «персональной истории» нового моста, моста Бетанкура!
Вот так, практически «с цифрами на руках» мы убедительно доказали нашему дорогому гостю, что больших мостов на Васильевском острове сегодня действительно пять! Теперь с нашего гостя – новый приезд в гости в Санкт-Петербург, ну а с нас – подробные рассказы о каждом из мостов. Ведь «каждый есть поэма».
Для начала «обхода» встречаемся как и всегда: Васильевский остров, 17-я Линия, 64, дизайнерский отель Art Nuvo Palace.
«Реки разделяют нас. Мосты помогают соединиться».
Наш канал Дизайнерский отель на Васильевском острове - Art Nuvo Palace для всех, кому интересен Санкт-Петербург, история города и Васильевского острова, истории самых замечательных людей Питера. Наш канал – для всех, кто планирует поездки в Санкт-Петербург, и туристические, и рабочие и личные. Ставьте лайк понравившимся материалам, подписывайтесь на наш канал, и вас ждет много увлекательной и полезной информации! Отель Art Nuvo Palace ждет вас! https://artnuvopalace.com/