Сегодня обсудим феномен книжного простофилизма. Подверженные ему герои непрерывно умудряются «надеть вместо шляпы сковороду». Однако мы продолжаем любить этих недотеп, несмотря на всю их несуразность.
«Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский», Мигель де Сервантес Сааведра
В матрикуле* приключений Рыцаря Печального Образа не только иконическое сражение с мельницами, но и еще ряд знатных нелепиц: избиение стада баранов, которое Кихот счел ордой врагов; освобождение каторжников, благодарно отдубасивших своего спасителя; сражение с винными сосудами, принявшими в (больном) воображении самопровозглашенного рыцаря облик очередных супостатов...
*В перечне, списке
«Вишневый сад», Антон Чехов
Конторщик Епиходов — типичный горемыка, получивший прозвище «двадцать два несчастья». Судьба относится к нему неблагосклонно, как буря к небольшому кораблю: он постоянно натыкается на стулья, ненароком роняет и ломает предметы.
Епиходов олицетворяет собой нескладную жизнь, навалившуюся практически на всех персонажей пьесы Чехова. Все они — недотепы в более широком смысле, включающем не только недружественные отношения с бытовыми предметами. Эти люди выбиты реформами из привычного им образа жизни. Очень скоро они станут «бывшими» и «старорежимными».
«Винни-Пух и все-все-все», Александр Алан Милн
Образчик простофили-оптимиста. Если Винни-Пух переел меда в чужой норе и, увеличившись в диаметре, застрял на выходе, нужно просто недельку подождать похудения. Если не удалось добыть меда с помощью сеанса левитации на воздушном шарике, то это просто пчелы неправильные.
Винни-Пух с завидным постоянством попадает впросак, но вполне осознает, что в голове его опилки, и никогда не обвиняет в своих просчетах друзей. Главное — не унывать в любой ситуации (которую сам и создал), ведь выход всегда там же, где и вход.
«Автостопом по галактике», Дуглас Адамс
Абсурд происходящего в книге зашкаливает. Неудачник Артур Дент уже на первых страницах оказывается не только без крыши над головой из-за строящейся автострады, но и без... планеты, которая помешала созданию межгалактической магистрали.
Безземельный Дент со своим инопланетным амиго совершает сюрреалистическое турне на корабле «Золотое сердце». Злоключения гоп-компании во главе с капитаном (ни много ни мало президентом галактики) Зафодом Билброксом вполне подпадают под описанный в статье типаж: то не на ту планету попадут, то похитят сами себя, то корабль потеряют.
В книге Адамса нелепы даже роботы (создатели техники будущего зачем-то придают ей индивидуальный характер). К примеру, депрессивный андроид-параноид Марвин постоянно жалуется, что его способности не используют по полной программе и заставляет окружающих озадачивать себя нелепыми поручениями.
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.