Найти тему

Поезда спешат на помощь

Оглавление

По железным дорогам передвигаются не только пассажирские и грузовые поезда. Здесь можно встретить и составы специального назначения, у которых есть свои собственные, тоже очень важные задачи. Рассказываем о некоторых из них

Пожарный поезд

Такие поезда помогают тушить пожары на железной дороге и близлежащих участках. Они появились в России в 1921 году, тогда ввели в действие 7 составов, которые базировались в разных городах, в том числе в Москве, Самаре и Екатеринбурге. Результат не заставил себя ждать: количество серьёзных пожаров заметно снизилось в первый же год.

Пожарные поезда формируются из специальных вагонов. Например, они могут быть укомплектованы вагоном-насосной станцией, цистернами-водохранилищами, платформами для пожарной техники. Кроме того, в пожарном поезде находится запас пенообразователя, напорные рукава и другое оборудование. Вагоны красят в красный цвет с белыми полосами. Обслуживают каждый подобный состав обычно 6–7 человек.

Участвуют пожарные поезда и в тушении лесных пожаров: порой к месту возгорания можно подобраться лишь по железной дороге. Например, летом 2022 года в жаркие дни такие составы работали по всей территории России и быстро приходили на помощь в случае необходимости.

Путеремонтная "летучка" ЛПК-25Е

"Летучка" выглядит как машина: у неё есть кабина и кузов. Однако она умеет перемещаться не только по шоссе, но и по бездорожью или рельсам.

Нужна такая чудо-машина, чтобы доставлять к месту работы ремонтные бригады, а также оборудование и инструменты. Путеремонтный комплекс оснащен краном, который может поднимать грузы весом до 500 кг, навигационной системой, радиостанцией, системой обнаружения и тушения пожара и спутниковой связью.

-2

Вагон-лаборатория для экологического мониторинга

В систему экологического мониторинга ОАО "РЖД", созданную для отслеживания воздействия предприятий компании на окружающую среду, входят стационарные и передвижные экологические лаборатории. Среди них — 12 вагонов-лабораторий с комплексом аналитического оборудования.

Внутри вагона находятся среди прочего химическая лаборатория и зал аналитической обработки данных. Современные приборы позволяют брать пробы и проводить анализ промышленных выбросов, чтобы проверить содержание в них загрязняющих веществ.

Вагон-лаборатория помогает проверять даже самые удалённые участки железной дороги, как в штатном режиме, так и в аварийных ситуациях.

-3

Восстановительный поезд

Восстановительные поезда появились в нашей стране 1936 году. Они сыграли значительную роль во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период: с их помощью восстанавливались участки железной дороги и станционные здания.

Сегодня такие составы участвуют в ликвидации последствий аварий и природных катастроф. Для эффективной работы они оснащены грузоподъёмными кранами, тягачами, электростанциями, противопожарной техникой. В них есть также тракторы, бульдозеры и запас рельсов и шпал.

Восстановительные поезда и их бригады всегда находятся в состоянии готовности, чтобы по первому же сигналу незамедлительно прийти на помощь туда, где их ждут.

-4

Вагон-рельсосмазыватель

Этот тип вагонов создан специально для того, чтобы смазывать рельсы в кривых участках железнодорожного пути большой протяженности. Вагон-рельсосмазыватель подцепляют к поезду уже работающего маршрута или же формируют отдельный состав.

На вагоне находится специальная установка, с помощью которой на рельсы бесконтактно наносится смазка. Это уменьшает износ колёс и путей, а также снижает сопротивление, а с ним и расходы электроэнергии на тягу поездов. За год такой вагон может сэкономить несколько миллионов рублей.

-5