Найти тему
Культур-трегер

Роскошь по-царски: Как выглядел внутри поезд, в котором отрекся Николай II? И куда пропало это чудо-техники после 1917 года?

Николай II в окне Царского поезда.
Николай II в окне Царского поезда.

Поезд Николая II представлял собой дворец на колесах, оснащенный по последнему слову техники.

Во время Первой мировой войны этот поезд стал фактически одной из главных резиденцией царя.

Царский поезд был построен на Александровским машиностроительным заводе Петербурга в 1896 году. Первоначально в поезде было 7 вагонов, впоследствии к ним добавили еще четыре.
Царский поезд был построен на Александровским машиностроительным заводе Петербурга в 1896 году. Первоначально в поезде было 7 вагонов, впоследствии к ним добавили еще четыре.

.Царский поезд был автономной системой на колесах, в которой была своя электростанция, роскошные помещения для проживания, кухня, не уступающая по сложности дворцовой, и даже церковь.

Внутренняя отделка поезда была выполнена на фабрике знаменитого архитектора и декоратора Романа Мельцера (он же отделывал покои царской семьи в Александровском дворце Царского Села), и в целом оставалась неизменной до 1917 года.

План вагона "Опочивальня" Царского поезда Николая II.
План вагона "Опочивальня" Царского поезда Николая II.

Вагон под названием "Опочивальня" был, по сути, личной квартирой царской четы. На плане вагона видно, что между кабинетами (так здесь названы спальни) Николая II и императрицы Александры Федоровны находилась общая ванная.

Комната императрицы была отделана английским кретоном бледно-зеленого цвета и обставлена элегантной мебелью в стиле рококо.

Ванная комната Николая II и Александры Федоровны в Царском поезде, фото 1910-х годов.
Ванная комната Николая II и Александры Федоровны в Царском поезде, фото 1910-х годов.

Стены Ванной комнаты, располагавшейся между спальнями, были обшиты водоотталкивающей циновкой, а сама ванная была выполнена из посеребренной меди.

Спальня императора Николая II в Царском поезде, фото 1910-х годов.
Спальня императора Николая II в Царском поезде, фото 1910-х годов.

Спальня Николая II была отделана кожей темно-оливкового цвета и действительно была больше похожа на рабочий кабинет. Но царю, вероятно, было удобнее работать и спать в одном помещении.

План вагона "Салон-Столовая" Царского поезда Николая II.
План вагона "Салон-Столовая" Царского поезда Николая II.

На этом плане показан вагон, в котором было подписано отречение Николая II. Историческая драма развернулась в левой части вагона под названием Салон.

Салон Николая II в Царском поезде, фото 1910-х годов.
Салон Николая II в Царском поезде, фото 1910-х годов.

Салон Николая II выглядел более сдержанным и отличался по стилю от остальных интерьеров поезда. Помещение было переделано в начале 1900-х годов в модном тогда стиле Модерн.

Столовая в Царском поезде, фото 1910-х годов.
Столовая в Царском поезде, фото 1910-х годов.

Роскошью отличались и другие помещения Царского поезда:

Гостиная в Великокняжеском вагоне Царского поезда, фото 1910-х годов.
Гостиная в Великокняжеском вагоне Царского поезда, фото 1910-х годов.

В Великокняжеском вагоне было несколько купе для ближайших родственников царя (братьев, дядей и т.д.).

Ватерклозет в Дамском вагоне Царского поезда, фото 1910-х годов.
Ватерклозет в Дамском вагоне Царского поезда, фото 1910-х годов.

Для женщин в поезде был выделен отдельный вагон. В нем находились купе царских дочерей, фрейлин и камеристок.

Помещения для свиты Николая II и Александры Федоровны были отделаны несколько проще, но не менее элегантно:

После Февральской революции Царский поезд использовался Временным правительством. А после событий октября 1917 года на комфортабельные вагоны положил глаз председатель Реввоенсовета Лев Троцкий.

После опалы Троцкого музейным работникам удалось доказать историческую ценность двух вагонов "Салона-Столовой" и "Опочивальни". Эти вагоны выставили в Петергофе, в парке Александрия, возле дворца Коттедж. Остальные вагоны Царского поезда сгинули в неизвестном направлении.

Салон Царского поезда во время немецкой оккупации. Фото около 1941-1943 года.
Салон Царского поезда во время немецкой оккупации. Фото около 1941-1943 года.

Во время оккупации Петергофа внутреннее убранство царских вагонов было разграблено, но часть отделки еще некоторое время оставалась на местах.

На фото периода оккупации диван и кресла в Салоне Николая II стоят в разграбленном вагоне на том же месте, что и в 1917 году. Скорее всего, они были прикреплены к полу.

Салон Царского поезда после немецкой оккупации. Фото 1944 года.
Салон Царского поезда после немецкой оккупации. Фото 1944 года.

Если судить по этой фотографии, то сразу же после освобождения Петродворца (Петергофа) на потолке Салона еще висела подлинная люстра, оставались занавески на верхних окнах. Сохранилось обрамление одного из дверных проемов. Кресло-диван стоявшее в проходе между дверями, было ободрано и поломано, но вполне восстановимо и т.п.

Вагоны Царского поезда в 1950-е годы.
Вагоны Царского поезда в 1950-е годы.

К сожалению, в тяжелых условиях в условиях послевоенного времени говорить о реставрации вагонов поезда Николая II было невозможно.

Разграбленные вагоны Царского поезда простояли в парке Александрия до середины 1950-х годов. После чего были утилизированы.