Билли Гиббонс фронтмен ZZ Top, «той маленькой старой группы из Техаса». Его пение больше напоминает карканье или рычание, а манера игры на гитаре сочетает в себе мощность, изящество, простоту и всеядный музыкальный вкус. В 80-е, когда большинство коллег по блюз-року избегали всего электронного, Гиббонс не побоялся использовать драм-машину и синтезаторы, выдвинув альбомы ZZ Top в лидеры синти-рока.
В эпоху Новой волны группа стала суперзвездами MTV. И после, ZZ Top продолжали записывать альбомы, снимать клипы и давать концерты. В 2015 Гиббонс выпустил первый сольный альбом Perfectamundo продолжив начало запоздалой сольной карьеры релизами: Big Bad Blues 2018 года и Hardware 2021 года.
Родившийся 16 декабря 1949 года в Хьюстоне, Гиббонс вырос в семье, где любили классику и кантри. Как и большинство сверстников его знакомство с рок-музыкой началось с просмотра по телевидению выступления Элвиса Пресли. Благодаря шоу Эда Салливана, Гиббонс был очарован рок-н-роллом. Вскоре он открыл для себя других рок-н-ролльщиков таких как Литтл Ричард, Бо Диддли, а также блюзмена Джимми Рид. В 1963 году на Рождество Гиббонс получил электрогитару Gibson Melody Maker и усилитель Fender Champ. Гиббонс начал подражать своим героям создав в 14 лет первую группу the Saints. Затем работает клубным музыкантом.
В 1969 году, Гиббонс собирает группу ориентированную на буги и блюз-рок. Благодаря знакомству с парой других коллег-техасцев, басистом Дасти Хиллом и барабанщиком Фрэнком Бирдом, на свет появились ZZ Top. Пауэр-трио медленно, но неуклонно набирало поклонников, во многом благодаря игре Гиббонса на гитаре, особенно на таких треках, как «La Grange» и «Tush».
Коллекционер винтажных гитар, Гиббонс владеет некоторыми из самых дорогих и редких гитар в мире, в том числе особым инструментом - Sunburst Les Paul Standard 1959 года выпуска, который он окрестил «Pearly Gates». Определенно, самая важная гитара в арсенале Билли и его любимая. Он купил инструмент в начале карьеры за 250 долларов, и с этого момента считает её самым ценным приобретением. Он использовал эту гитару почти на всех альбомах ZZ Top.
В дополнение к музыке Гиббонс владеет несколькими патентами на свое имя, связанными с автомобилестроением, является страстным художником и коллекционирует редкое африканское искусство и артефакты, накопив их так много, что вынужден хранить их на складе в Хьюстоне. Помимо записи с ZZ Top, Гиббонс под псевдонимом Justis Walkert, появлялся на записях Джеффа Хили (Feel This) и Rainer & Das Combo (The Texas Tapes). Но, больше всего он известен благодаря игре с ZZ Top, поскольку гитарист за эти годы оказал влияние на самых разных музыкантов, включая Курта Кирквуда из Meat Puppets и Даймбэга Даррелла из Pantera, и это лишь двое из...
Давайте рассмотрим тракт гитариста? Сразу отмечу, целью данной статьи не является задача перечислить всё. Но, я предлагаю сосредоточится на некотором наиболее важном и часто используемом оборудовании, а так же предложу несколько практических примеров настройки усилителя.
Гитары
Билли Гиббонс владеет огромной коллекцией гитар – его техник насчитывает их около 450, но, вероятно, их гораздо больше. В записях ZZ Top обычно используется Gibson Les Paul 1959 года выпуска.
1955 Fender Stratocaster Hardtail - Билли использовал этот Stratocaster при записи “La Grange”. Дополнительные треки и перегруженные партии были сделаны на Pearly Gates Les Paul. Strat 1955 года выпуска в сочетании с Pearly Gates, придал La Grange завершённую окраску. Фирменная вещь поношенная и побитая непогодой. Хорошая комбинация.
Gibson Les Paul 1957 Goldtop Pinstripe - у Билли много Les Pauls , но особняком стоит сделанный на заказ Les Paul. Дизайн, включающий элементы искусственного старения, был придуман самим Билли и выполнен Gibson Custom Shop и Риком Харрисом. Гитара в значительной степени основана на модели Les Paul 1957 года выпуска, с некоторыми модификациями. Корпус был изготовлен из красного дерева, но выдолблен изнутри, поэтому весит намного меньше, чем стандартная модель. Инструмент оснащен фирменным звукоснимателем от Seymour Duncan, the Pearly Gates, и имеет уникальную настройку тембр блока. На данной модели нет переключателя звукоснимателей. Вместо этого, одна ручка тона и два регулятора громкости – каждый, управляет одним из звукоснимателей.
1959 Gibson Les Paul Standard «Pearly Gates» (Жемчужные врата), первый Les Paul Билли, модель 1959 года выпуска, так называемый «Святой Грааль» Les Pauls. Как гласит история, владелец ранчо, когда-то играл в кантри-группе, продал ее ему за 250 долларов. Но, по-видимому, до того, как сделка состоялась, Билли одолжил эти 250 долларов начинающей актрисе, чтобы она могла купить машину и поехать из Хьюстона в Голливуд на прослушивание. После того, как она поехала туда и успешно получила роль, ее друзья, в том числе Билли, стали шутить, что та машина, должно быть, имела какую-то магическую силу, и стали называть ее «Жемчужные врата». После того, как актриса вернула деньги Билли, он поехал на встречу с владельцем ранчо, с которым договорился о покупке гитары. С тех пор прозвище «Pearly Gates» перешло к его первой модели Les Paul. Гитара находится в рабочем состоянии, и Билли отказывается ее продавать, хотя у него было предложение продать этот инструмент за $5 миллионов.
1961 Gibson SG «Lil Red» - изначально гитара принадлежала одному из гитаристов группы The VanTels, который использовал ее для записи сингла группы «Memo to Maxi». Билли, по-видимому, был каким-то образом связан с группой, поскольку первым получил информацию о продаже инструмента, и сразу же его приобрёл. Инструмент использовался при записи песни «Vincent Price Blues» для альбома 1996 года Rhythmeen. Позже Билли решил выставить оригинал Lil Red на аукцион, заказав копию гитары у Gibson. Копия была создана по мотивам SG 2013 года с некоторыми изменениями. Первым и наиболее очевидным из них был дизайн, как на оригинальном Lil Red. Остальные модификации включали в себя удаление накладок, крышки тремоло и трех ручек управления – оставлена только громкость.
1962 Gibson Melody Maker - первая электрогитара Билли. Он получил её в подарок на Рождество когда ему исполнилось 14. Гитара с одним звукоснимателем. Сразу после того, как он получил гитару, Билли отнес ее в местный магазин, где попросил парня по имени Фред нарисовать на ней несколько полосок.
John Bolin «Stoner» Broadcaster/Esquire - гитара изготовленная на заказ для Билли Джоном Болином в начале 2010-х. Инструмент оснащен бриджевым звукоснимателем Cream T (серия Billy F Gibbons Banger) и накладкой в стиле Джимми Рида.
John Bolin Billy-Bo Pro - у Билли довольно много таких гитар. Все изготовлены на заказ Джоном Болином и отличались разным дизайном и техническими характеристиками. Самая последняя версия Billy Bo Pro имеет корпус немного меньших размеров, чем старшая модель, и поставляется только с одним звукоснимателем TV Jones. У большинства гитар, которыми пользуется Билли, полый корпус, чтобы облегчить вес инструмента.
John Bolin Peeler - «Овощечистка Джона Болина», еще одна гитара, близнец бас-гитары Дасти Болина, они часто играли на них в паре на концертах. Обе гитары имеют характерную отделку. На самом деле это виниловая наклейка, обернутая вокруг корпуса. Дизайн был вдохновлен старой бас-гитарой Fender, повреждённой во время наводнения. Её отделка начала отслаиваться (отсюда и название «Овощечистка»). Билли попросил кого-то сфотографировать этот бас, перенести дизайн на компьютер, а затем они просто распечатали винил и завернули в него совершенно новые гитары. Эта гитара очень легкая, оснащена классическим бриджем в стиле Tele и хамбакером Cream T Banger & Mash. Какое-то время, в 2010-х, одна из главных гастрольных гитар Билли.
John Bolin/Gretsch Bo Diddley «Fur» - «Меховая» гитара, Билли использует инструмент исключительно для песни «Legs». Это гитара с «эффектом вращения» и соответствующая бас-гитара, на которой играет Дасти Хилл, в клипе 1983 года «Legs». Гиббонс так описал механику вращения:
- Гитары прикреплены к нашим пряжкам. Это вращающийся электрический контакт и крепление для ремня. В задней части гитары просверлено отверстие в точке балансировки, и устройство устанавливается там. Но, вы должны остерегаться этой штуки.
Гитара была изготовлена на основе модели Gretsch Bo Diddley. У Билли есть по крайней мере пара таких гитар, используемых во время гастролей. У него есть две отдельные установки (rigs и rig B) для гастролей на разных континентах.
Gibson Explorer «Fur» - ещё одна меховая гитара «B rig», используемая с той же целью, что и вышеупомянутый Бо Диддли - для игры «Legs» вживую. Инструмент представляет собой стандартную модель Gibson Explorer, завернутую в белый мех. Однако, на самом деле он был несколько модифицирован, поскольку у него есть элементы от Flying V и всего один звукосниматель с регулятором громкости. Звукосниматель в некоторой степени загадочен, потому что у него красные пластиковые катушки, выглядят немного необычно.
Усилители
У Гиббонса коллекция винтажных усилителей Fender, включающая его первый усилитель Fender Champ. Для формирования своего звука он предпочитает Fender Dual Professionals, Fender Bassman и Fender Tweed Deluxe. Так же в тракте могут присутствовать усилители Magnatone, например, Super 59 Amp. Но чаще он использует Fender Deluxe, Marshall Plexi или JCM.
Marshall Super Lead 100W 1968 года выпуска, пожалуй, самый важный усилитель Билли. Этот усилитель в сочетании с Gibson Les Paul 59-го года выпуска сыграл большую роль в создании звучания ZZ-top. Именно эта комбинация создала звук, который резонирует до сих пор.
Так же Билли использует два предусилителя: JMP-1 с Voodoo mod, один для грязного звука, а другой для чистого. JMP комбинируется с Marshall Valvestate Pro 120.
Он также использовал Marshall JCM 900 Dual Reverb, Marshall Bluesbreaker, JTM45, Major и Lead 12.
В настоящее время Билли подключает кабинеты Demeter ISO с динамиками Eminence Red Coat «The Governor».
Ранее кабинеты Marshall 1960 AX и BX с динамиками Celestion Greenback.
Примочки
Педалборд Билли регулярно обновляется, список педалей без распределения по эпохам, альбомам и турам.
Напольный блок в разное время включал в себя:
– Austone Textone Fuzz Nutz
– SIB Varidrive
– Colorsound Wah-Swell
– Bizzarktone Ring Modulator
– Tubeworks Real Tube
– Z.Vex Super Hard-on
– Bixonic Expandora Overdrive
– Dearmond Tremolo Control
– Gibson Maestro Fuzz-Tone
– Dallas Rangemaster
– Foxx Tone Machines
– Blackstone Appliances
– Metasonix Agonizer
– Chandler Tube Driver
– Devi Ever
– Analog Man
– Black Cat Overdrive
– Marshall Supa Fuzz
– Gooby Bag of Dicks
Рековый блок в разное время:
– Furman PL-8 II Power Conditioner
– Samson UR5D Wireless Unit
– RJM Music RG-16 Rack Audio Loop Switcher
– MXR Bass Octave Deluxe
– Boss SE-70 Super Effects Processor
– DigiTech MEQ Mono 28 MIDI Programmable Equalizer
Практическая часть ZZ Top: настройка усилителя
У ZZ Top яркий и узнаваемый тембр, повторить его невозможно, но благодаря подбору настроек усилителя, можно приблизиться к звучанию, независимо от модели гитары.
Для создания аутентичного звука, я бы рекомендовал следующие модели усилителей: Fender, Marshall, Orange, Line 6, Vox... желательно ламповые.
Давайте рассмотрим настройки усилителя, не забывая что они лишь некая отправная точка.
Универсального рецепта не существует, поскольку каждый гитарист звучит по-своему. Но, можно попробовать добиться приближенного звучания, для старта в решении собственных творческих задач.
Давайте начнём со следующих настроек:
Gain: 5-6
Bass: 5-6
Mids: 7-8
Treble: 5-6
Используя чистый канал добавим овердрайв.
Подключив педаль, сразу сильно не разгоняйте Мастер (4-6), установите уровень Громкости на (8-10). Я предпочитаю не использовать искажённый канал. Однако на некоторых моделях усилителей он звучит своеобразно, надо только правильно подобрать коэффициент искажений.
Согласовав Gain на усилителе и примочке надо опять подкорректировать эквалайзер:
Bass: 5
Mids: 7
Treble: 6
Если звучит мутно, подберите низкие частоты, если же звучит тонко, добавьте Bass, дайте звуку «тела».
Будьте аккуратны с настройкой высоких частот. Для яркого звука высокие частоты нужны, однако контролируйте что бы звук не становился слишком резким.
И ещё: если на усилителе одна ручка эквалайзера вместо трёх регуляторов частот, то опять же следует начинать со среднего положения. Если звучание резко, убавьте, если мутное, сделайте побольше.
Для создания звучания ZZ Top не нужен большой набор эффектов, но несколько примочек, могут оказаться полезными:
- Overdrive - лучше использовать через чистый канал как бустер или в качестве выделения соло и припевов.
- Treble Booste - усилитель высоких частот: может существенно «подтянуть» звук и придать ему большую читаемость.
- Fuzz - классическая педаль для рок-гитары.
Настройки усилителя для популярных песен ZZ Top
Рассмотрим настройки для популярных песен ZZ Top. Уточню, это не точные настройки, после установки указанных позиций необходимо внести коррективы, в зависимости от имеющегося в наличии тракта и инструмента, а так же манеры извлечения звука.
Sharp Dressed Man
Gain: 6
Bass: 6
Mids: 7
Treble: 5
Gimme All Your Lovin’
Gain: 5
Bass: 5
Mids: 8
Treble: 7
Tush
Gain: 6
Bass: 6
Mids: 8
Treble: 5
Legs
Gain: 6
Bass: 6
Mids: 6
Treble: 7
La Grange
Вступление
Gain: 2
Bass: 4
Mids: 5
Treble: 5
Куплет/ Припев
Gain: 5
Bass: 4
Mids: 5
Treble: 5
Возможные ошибки и их исправление
- Слишком резкий звук - переключитесь на звукосниматель Neck, уменьшите высокие частоты, увеличьте Bass.
- Недостаточная раскачка усилителя - увеличьте Gain, добавьте низких и средних частот, попробуйте использовать педаль компрессор.
- Мутный тон - уменьшите низкие частоты и Gain, добавьте высоких частот.
- Тонкий звук - увеличьте средние и низкие частоты, добавьте Gain.
- Сухой и плоский звук - добавьте реверберации, увеличьте средние и низкие частоты.
Струны:
Билли использует суперлегкие струны Dunlop Rev. Willy's калибра .07 для стандартной игры и .08 для слайда.
Надеюсь статья вдохновит на поиски своего тембра и новых свершений в области гитарного звука.
Ну, что, пробуем?
Подписывайтесь на канал, сделайте репост...
И УДАЧИ!
Stevie Ray Vaughan - гитарный звук: обзор и несколько практических советов
Greta Van Fleet - классический рок в современных условиях. Формирование гитарного звука.
Jeff Healey - жизнь и звук в стиле блюз
Заказать книгу Глядя на дым - Воспоминания участника Свердловского рок-клуба.
Записаться на индивидуальное занятие, консультацию по гитаре ЗДЕСЬ