Найти тему

Самый спорный современный танк в мире

Оглавление

Кто-то считает его лучшим из существующих современных танков, кто-то наоборот - относит его к самым худшим. Однозначно одно - равнодушных к этой боевой машине нет и трудно оспорить ее уникальность.

Фото из открытых источников. Танк "Меркава"
Фото из открытых источников. Танк "Меркава"

По этой фотографии уже многие догадаются, что речь пойдет о самой кошерной колеснице ЦАХАЛа - танке "Меркава". Кстати, "Меркава" в переводе с иврита, не что иное, как "колесница".

Израиль в общем и ЦАХАЛ (Армия обороны Израиля) в частности, всегда идут своим путем. Оно и понятно, жизнь хорошенько помотала это государство. Создание основного боевого танка не стало исключением.

Немного истории

В далёком 1966 году Израиль обратился к спонсорам демократии с туманного Альбиона. Просьба была простой - продать танки "Чифтен", а ещё лучше - организовать лицензионное производство на территории Земли Обетованной.

Фото из открытых источников. Танк "Чифтен"
Фото из открытых источников. Танк "Чифтен"

Размышляли Британцы довольно долго и в итоге кинули отказали Израилю в своих боевых машинах. Этот отказ плохо сказался на состоянии танкостроения Великобритании, но сыграл на руку Израилю. Они взяли свои фалафели в кулак и подарили миру самый необычный танк. Уже в 1979 "Меркава" был официально принят на вооружение.

Концепция

Естественно, что израильтяне не стали отходить от своих национальных традиции и сделали танк максимально хитровыдуманным способом. Основой которого стало желание совместить танк и БТР. В общем и рыбку съесть и сковородку не испачкать.

Для опытов был выбран танк "Центурион", опять же родом из Британии. В него вкорячивали все, что только можно, отрабатывая технологии и концепцию в целом. Компоновку взяли от советской БМП и расположили силовую установку спереди, чего в танках делали всего пару раз: французский AMX-13 и чудо шведского танкостроения Strv 103.

Фото из открытых источников. Шведский ОБТ Strv 103
Фото из открытых источников. Шведский ОБТ Strv 103
Фото из открытых источников. Французский танк AMX-13
Фото из открытых источников. Французский танк AMX-13

Это решение позволило сделать в задней части танка отделение для десанта. Но так уж вышло, что в боевых условиях десанта там никогда не было. Но об этом чуть позже.

Двигатель и трансмиссия, расположенные спереди внесли коррективы в расположение экипажа.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Больше всех не повезло механику-водителю. Он одиноко ютится слева от моторного отсека. Остальной экипаж кучкуется в башне.

Такая компоновка имеет свои плюсы и минусы. Сначала о плюсах:

  • Живучесть танка в его лобовой проекции. Экипаж и основные боевые узлы защищены не только броней, но и двигателем.
  • Можно разместить в кормовом отделении десант, резервный экипаж или дополнительный БК

Теперь о минусах:

  • Развесовка танка. За счёт тяжёлой передней части он очень подвержен раскачке и клевкам.
  • Вес приближается к слишком высоким значениям
  • Пришлось установить упор для ствола, для использования в походном положении

Вооружение и защита

Ничего особенного. Изначально на "колеснице" была пушка 105-мм, потом 120-мм. Есть автоматическая стабилизация и масса электроники. "Меркава" в этом плане ничем не отличается от большинства современных танков.

Внимания заслуживает КАЗ. Комплекс активной защиты - один из самых лучших и современных в мире. Оно и понятно. Без него и дополнительных элементов бронещащиты танк по уровню уступает многим современным ОБТ.

Опыт боевого применения

Показал, что на каждую хитрую ... всегда найдется что-то с резьбой. Во время боевых действий, расчеты ПТУР противника быстро смекнули, что если нельзя сжечь танк в лоб (все-таки очень серьезная защита), то можно сначала его остановить, а потом уже развлекаться так, как хочется.

Израильтяне, потеряв несколько боевых машин, отказались от использования "Меркавы" в качестве штурмового оружия. Слишком неповоротлив, слишком большой и слишком тяжелый (около 70 тонн).

Десантный отсек оказался бесполезен для десанта. Лаз в корме слишком мал, а внутреннее убранство не оборудовано для жизнедеятельности бойцов.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Положение "на кортах" - не самое удобное. Поэтому в подавляющем большинстве случаев отсек используется для хранения боеприпасов и отдыха заряжающего.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Расположение БК в задней части - тоже не самая хорошая идея. Слабо защищенная корма + птур + БК = салют.

Поэтому ЦАХАЛ использовал и использует "Меркаву" как танк обороны. Своего рода - подвижный высокотехнологичный ДОТ.

А еще они смогли его очень здорово продать СМИ, создав вокруг среднестатистического танка ауру чего-то невероятного, лучшего в мире. Еврейские традиции, что уж тут поделать.

Справедливости ради отмечу, что танк красив и максимально брутален. Выглядит устрашающе огромным.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Однозначно, что эта боевая машина одна из самых ярких и необычных.