Найти тему
МИГ ТВ

В поисках золотого сечения


В Ноябрьске в восьмой раз прошел межрегиональный конкурс академического рисунка «Золотое сечение». И уже во второй раз он проводился в новом корпусе детской школы искусств, что на улице Высоцкого.

А судьи кто?
«Золотое сечение» появилось в Ноябрьске еще в начале нулевых. Конкурс придумали педагоги художественного отделения детской школы искусств, и поначалу он был чисто внутришкольным. Однако идея оказалась столь заразительной, а ее воплощение – столь успешным, что мероприятием заинтересовались коллеги из других муниципалитетов Ямала, а потом и окружной департамент культуры. И вот уже несколько лет конкурс проходит под эгидой этого ведомства и имеет статус межрегионального. В нем участвуют ученики художественных отделений школ искусств Ямала и соседних регионов. Возраст – от 13 до 17 лет.

Поиски золотого сечения – дело очень непростое. Старшая возрастная группа выполняет конкурсное задание. Фото Анастасии Даниленко
Поиски золотого сечения – дело очень непростое. Старшая возрастная группа выполняет конкурсное задание. Фото Анастасии Даниленко

Одной из тех, кто стоял у истоков создания «Золотого сечения», была преподаватель художественного отделения ДШИ, член Союза художников России Инна Любомская. Кстати, ее живописные и графические работы украшают музеи ряда российских городов, хранятся в частных коллекциях в разных странах мира.

– Если на предыдущем конкурсе, проходившем в 2021 году, принимало участие около шестидесяти школьников, то в этот раз – более ста, – рассказывает Инна Любомская. – Только моих учеников здесь 27 человек, в трех возрастных категориях. Вообще, в последние годы конкурс стал более доступным. Заявку может подать любой ученик художественной школы, даже без участия взрослых. Если ты чувствуешь в себе силы и есть желание – милости просим! Ведь «Золотое сечение» – хороший стимул для роста, возможность как показать себя, так и поучиться у корифеев.

Здесь нужно пояснить, что жюри конкурса не только оценивает работы участников, но и проводит с ними мастер-классы. А в судейскую коллегию приглашают признанных мастеров изобразительного искусства, преподавателей ведущих учебных заведений страны. На этот раз в роли экспертов-судей выступили педагог московской детской художественной школы № 9 Олег Кузнецов, ведущий преподаватель художественного отделения Московского колледжа музыкально-театрального искусства имени Галины Вишневской Мария Маркелова, преподаватель и автор графических романов из Салехарда Юлия Никитина – она считается одним из немногих в России и единственным на Ямале мастером комиксов. Возглавил коллегию экспертов заслуженный художник РФ, профессор Московского государственного академического художественного института имени Сурикова при Российской академии художеств Сергей Сиренко.

– На этом конкурсе я уже в третий раз возглавляю жюри, а до этого просто приезжал проводить мастер-классы, – рассказывает именитый художник. – Поскольку я преподаю в высшем учебном заведении, детское творчество для меня больше как хобби. Еще с девяностых годов прошлого века сотрудничаю с фондом «Новые имена», поддерживающим талантливых детей. Как-то в Суздале на летней творческой школе я познакомился с ямальскими учениками и их преподавателями. Так и завязалась дружба. С тех пор в вашем регионе я частый гость. Особенно люблю приезжать в Ноябрьск. У вас здесь прекрасная творческая атмосфера, да и в плане материально-технического обеспечения есть чему позавидовать даже столичным учебным заведениям. Власти города и региона не жалеют средств на образование и развитие подрастающего поколения, и за это им большое спасибо!

Председатель жюри, профессор Сергей Сиренко знакомится с домашними работами конкурсантов. Фото Анастасии Даниленко
Председатель жюри, профессор Сергей Сиренко знакомится с домашними работами конкурсантов. Фото Анастасии Даниленко


Карандаш и сангина

Академический рисунок – основа для каждого, кто учится изобразительному искусству. Это классические каноны, пропорции, тщательная проработка деталей, законы перспективы, объем, светотень и прочее и прочее. Без владения набором соответствующих знаний и умений художник не может называться художником. Научить и научиться этому – задача очень непростая. Для этого, собственно, в свое время и был организован конкурс «Золотое сечение».

Программа нынешних состязаний состояла из двух разделов. Первый предусматривал некое домашнее задание. Участники должны были представить на суд жюри свой рисунок на свободную тему, выполненный в самых разных техниках. Карандаш, уголь, пастель, тушь, акрил, сепия, гуашь, сангина – вот неполный перечень инструментов, которыми пользовались конкурсанты при исполнении домашней работы. Весь первый и второй этажи художественного корпуса ДШИ были увешены их рисунками. Ямальские пейзажи, люди в национальных одеждах, чумы и олени соседствовали с натюрмортами самого разного содержания.

Мифологические герои северного эпоса – с реальными людьми. Жанровые зарисовки современности сменялись нестареющими сюжетами о Великой Отечественной войне. Словом, простор для творчества у конкурсантов и в самом деле был весьма широк. Лично мне запал в душу рисунок ученицы тазовской детской школы искусств Ксении Салиндер, на котором лопоухий беспородный щенок стоит у открытой двери квартиры. Особенно юной художнице удались глаза животного – в них столько печали, надежды и мольбы, что остаться равнодушным решительно невозможно. И назывался этот шедевр весьма красноречиво: «Впустите меня в свою жизнь».
Основной раздел конкурса подразумевал создание рисунка в учебном классе. В течение восьми часов соревнующиеся младших возрастных групп должны были срисовать с натуры различные предметы. Старшим же предлагалось изобразить голову античного бога (кажется, Аполлона). За оригинал принималась гипсовая статуя.

Одна из победительниц конкурса, десятиклассница Дарья Литовченко хочет стать профессиональным художником. Фото автора
Одна из победительниц конкурса, десятиклассница Дарья Литовченко хочет стать профессиональным художником. Фото автора

И вот настал торжественный момент: оглашение результатов. Для каждой из четырех возрастных групп были предусмотрены дипломы первой, второй и третьей степени, а также просто дипломы без места и специальные дипломы за домашнюю работу. Перечислять всех награжденных не представляется возможным, отмечу только, что представители Ноябрьска завоевали семь лауреатских дипломов, из них три (у Виктории Юрженко, Дарьи Литовченко и Марии Апостоловой) – первой степени. Примечательно также и то, что все ноябрьские лауреаты – ученики Инны Любомской.

Как уже упоминалось, помимо самого конкурса, в рамках «Золотого сечения», проводились мастер-классы как для учеников, так и для педагогов, приехавших в Ноябрьск вместе со своими подопечными со всего Ямала. Эксперты из Москвы учили аудиторию различным аспектам академического рисунка, а член жюри из Салехарда – тонкостям изготовления комиксов. Этот вид искусства набирает все большую популярность в России. Комиксы в нашей стране теперь не только охотно читают, но и создают. На своем мастер-классе Юлия Никитина обучала подростков технике превращения – как, к примеру, живой персонаж трансформируется в огонь, воду или в какой-то неодушевленный предмет.
Юлия – автор нескольких графических романов и куратор регионального проекта «Ямальский комикс». По словам художницы, проекту нужны свежие силы, и организаторы приглашают к сотрудничеству всех, кто хочет попробовать себя в этом интересном и новом для нашей страны виде искусства.

Евгений Демьянюк