Американский танк БТ производится в Харькове на заводе, сконструированным американским же дизайнером Каном, в количестве 22 штуки в день. Только БТ-7 к 40-му году в войсках было 5 тысяч 300 штук. Всего к началу Второй мировой всех типов БТ в Красной армии было больше, чем всех типов танка во всех армиях мира, вместе взятых. БТ – замечательный танк. БТ сражался в Испании, в октябре 1937 года проделал марш-бросок к реке Эбра, пройдя 630 километров за двое с лишним суток. Блестяще проявил себя под Халкин-Голом. 800-километровый марш-бросок по монгольской степи. В 1945 году танки БТ ударили по японцам, пройдя марш-броском 820 километров. Из вышеперечисленных операций нетрудно заметить одну основную особенность самого массового танка Красной армии – он был оптимизирован для европейских дорог и для монгольских степей. Как пошутил Виктор Суворов, у БТ был единственный недостаток – эти танки было невозможно использовать на советской территории.
Наконец, если Сталин оборонялся, почему же оружие, которое он делал, было наступательным? Вот, с лёгкой руки Виктора Суворова, есть прекрасный пример. Это пример танка БТ, который, собственно, был танком на самом деле американского конструктора Кристи, который был куплен в 1930 году.
Что такое «наступательное оружие»? Для наступления можно использовать и автомат в руках солдата, бегущего к вражеским окопам и пушку в доте, стреляющую по тем же окопам. Естественно, любой танк предназначен прежде всего для наступления. Значит его выдумали агрессоры? Тогда самая агрессивная страна XX века – Британская империя. Именно она первой в мире послала в бой танки 15 сентября 1916 года.
Или оружием агрессии считаются исключительно быстроходные танки, разработанные на основе ходовой части с большими катками американца Джона Уолтера Кристи? Тогда в число агрессоров опять попадает Британская империя, ещё в 1938 году начавшая выпуск на шасси Кристи «крейсерских» танков. Значит ли это, что Лондон лелеял зловещие планы покорения мира? Готовились ли завоёвывать планету поляки, не успевшие доработать в 1939 году похожий на БТ танк 10ТР, разгонявшийся на колёсах до 75 км/ч?
Подобные вопросы Латынина не ставит. Зато прочтя в книге «Ледокол» беглого советского разведчика Владимира Резуна (Виктора Суворова) «Вот именно такими были танки БТ. Их было произведено больше, чем всех типов во всех странах мира на 1 сентября 1939 года», она бодро повторяет его враньё. Но хотя БТ к 1 сентября 1939 года выпущено свыше 7 тысяч, одни европейские страны произвели больше. Германия к началу войны располагала 3,5 тысячами танков собственной и чехословацкой разработки, Франция – также 3,5 тысячами (включая выпущенные в Первую мировую войну), Великобритания, Италия, Испания (оснащённая в основном итальянскими, германскими и советскими танками) и Польша — примерно 4 тысячами…
К действиям на пересечённой местности в условиях бездорожья БТ были вполне готовы. Вторгнись Красная армия в Европу, воевать бы пришлось изначально в Польше и Румынии, где качество дорог ничуть не отличалось от советских. Испытания показали, что советские машины преодолевают брод глубиной 0,9–1,2 метра и вертикальную стенку высотой 0,5–0,75 метра, перебираются через ров шириной 1,8–2,5 метра и взбираются по склону 36–42°. Удельное давление на грунт от которого зависит проходимость в распутицу 0,65 – 0,85 кг/см². А как у главного немецкого оппонента Т-III? Да почти так же: брод 0,8; стенка 0,6; ров 2,3; угол подъёма до 30°, а удельное давление на грунт «тройках» разных серий 0,77 – 0,96.
Германия выпускала танки, ориентируясь на указание Гитлера писавшего в «Майн Кампф»: «Приняв решение раздобыть новые земли в Европе, мы могли получить их в общем и целом только за счёт России. В этом случае мы должны были, препоясавши чресла, двинуться по той же дороге, по которой некогда шли рыцари наших орденов. Немецкий меч должен был бы завоевать землю немецкому плугу и тем обеспечить хлеб насущный немецкой нации».
Фюрер приказал, армия повиновалась и дошла на Т-III до Москвы. Вполне себе они годились для российских просторов, как и БТ с чуть лучшей проходимостью. Однако танк это не только скорость, проходимость и пушка, но ещё и броня, которая у советских машин была чисто символическая: 13–20 мм.
Прикатились БТ-5 к реке Эбро и к вечеру 13 октября 1937 года 16 из 50 сгорели, ничего не добившись. На Халхин-Голе после четырёхмесячных боёв победили, но без малого треть всех БТ превратилась в металлолом. Процент уничтоженных такой же как в Берлинской операции, но здесь-то воевали в идеальных условиях: голая степь и противник у которого на тысячу с лишним наших танков и броневиков едва сотня противотанковых орудий!
С изрядным опозданием товарищ Сталин понял, что в танковых войсках непорядок и их надо перевооружать. Не сомневаюсь: Резун с Латыниной предпочли бы встретить войну со старой техникой и закончить свою жизнь на службе Гитлеру. Один в качестве переводчика при допросах партизан, другая в пропагандистском листке московского юденрата.