«Когда начались судороги, я понял, что у меня осталось около двух часов. Я не паниковал, я просто ясно понимал, что время уходит, и я должен действовать».
Кандидат в мастера альпинизма, чемпион технической категории Республики Беларусь 2017 года, тренер по альпинизму 3-й категории Юра Кожухов рассказал нам о своей любви к горам, причинах большинства несчастных случаев во время альпинизма и трагедиях, которые чуть не случились в его собственной жизнь.
Юра, привет. Мы знаем, что вы альпинист с более чем 20-летним стажем. Почему вы занимаетесь этим профессионально? Вы всегда хотели быть одним из них?
Однажды я шел по улице и увидел объявление о наборе студентов. Так родилась идея сделать это. Когда я был немного старше, в 1997 году, я бесплатно занимался у единственного на тот момент тренера в Бресте. Затем он окончил школу инструкторов Высшей горной школы Федерации альпинизма России.
Сколько раз ты уже поднимался?
Сейчас на моем счету 312 спортивных восхождений по альпинизму, и примерно 60-70 раз я "возил" бизнес-группы на Эльбрус. Я рассчитываю их отдельно, потому что для меня это все равно, что подсчитать, сколько раз я работаю в офисе)
Есть ли какие-либо опасные ситуации в вашей практике? В чем их причина?
Да, к сожалению. Я участвовал в 8 спасательных операциях, из которых 7 выжили, а одна - нет. Причиной всех несчастных случаев (статистика и мой личный опыт говорят об этом) является недостаточная подготовка, пренебрежение правилами безопасности и "синдром бессмертного героя". Вы должны понимать, что прежде чем отправиться в горы, вам нужно пройти длительный период специальной подготовки и отправиться с профессиональным гидом.
У вас были какие-нибудь несчастные случаи?
Да, это серьезная проблема. Моя жена и друг пересекли этот маршрут вместе со мной и уже спустились с горы. Всего 50 метров до безопасного места. Ледник нам помешал — между ним и скалой образовалась широкая трещина. Я отправился на разведку и нашел хороший ледяной мост. Я прошел через это один раз, а затем - со своими вещами — во второй раз. Потом лед подо мной треснул, и я полетел в пропасть. Это очень хорошо, я был на веревке, через 15 метров после того, как она "натянулась". Таким образом, я могу спуститься еще на 200 метров под ледник, и там меня никто не найдет.
Итак, я оказался в ловушке в трещине между четырьмя огромными кубиками льда. Только руки и голова продолжают двигаться, дыхание затруднено, и все тело сдавлено. Моя одежда была мокрой, и вскоре я начал замерзать. Когда начались судороги, я понял, что осталось около двух часов. Я не паниковал, я просто четко осознавал, что времени недостаточно и мне нужно действовать. Все это время моя жена и друзья пытались заполучить меня, они дали мне всю одежду, чтобы я мог придерживаться ее. Он все еще надеется на лучшее, вместо того чтобы сдаваться и ждать спасателей. Вертолет прибыл через 4 часа, но приземлиться не смог. До меня спасатели шли еще 10 часов. Нас отвезли на ледник, а затем на вертолет. Потом больница, интенсивная терапия, бесчисленные операции... Было зафиксировано 9 переломов ребер, 4 перелома таза и 2 перелома спины. Затем несколько месяцев восстановления. К счастью, все прошло хорошо.
Появился ли страх после этого инцидента? Как вы с ним подрались? Какие уроки вы извлекли из того, что произошло?
После того, что случилось, я мог бы возненавидеть горы или начать их бояться. Но этого не произошло. Это еще одна веха, даже самая трудная в моей жизни, но не единственная, не первая и не последняя. Главный урок, который я извлек из этой трагедии, заключается в том, что не все, что кажется стабильным и надежным, таково. Я начал доверять Шаньшао, но я не перестал их любить.
Что самое важное в альпинизме?
Совсем не крутое и дорогое оборудование. Что еще более важно, физическая подготовка, знания, настойчивость, холодный расчет, решительность, четкие движения и безупречное соблюдение правил безопасности.
Гора подобна пробному камню. Они быстро показывают ваше истинное физическое и психическое состояние, разрыв в навыках и умениях.
Что привлекло вас в горах?
Знаешь, это как в стихотворении: "Не разлучайся с тем, кого любишь..."
Когда я приехал в горы, я осознал свою безусловную любовь к ним, и мне не нужно было разлучаться с ними. Сначала я пытался сочетать городскую и горную жизнь. Он отправился в город, чтобы заработать денег, но в конце концов потратил их на возвращение в горы. Но в какой-то момент я решила не быть частью своих близких. Сейчас я живу со своей семьей и работаю в горах.
Ты взволнован?
Волнение, конечно, присутствует. Но это опасная вещь. Он прикрыл свой холодный разум, и гора без этого не простила бы. Хотя волнение тоже необходимо, оно подталкивает вас к исследованию новых вершин и новых маршрутов. Определенно, существует необходимость в балансе. Я не позволю ему доминировать надо мной. Чтобы прожить долго, я надолго уйду в горы.
Что вы чувствуете, когда покоряете следующую вершину?
Вообще говоря, профессиональным альпинистам не нравится выражение "покорить вершину". Это то же самое, что укрощать вселенную. Это невозможно сделать. Мы - пыль гор, они такие величественные. Мы можем только входить и выходить.
Это неописуемое чувство. Это радость и утеха ребенка. Настоящие и очень сильные эмоции.
У вас есть любимая гора? маршрут?
Есть любимый маршрут. Их очень много. Я хочу зайти туда снова, я решил взобраться на ледяную стену, я хочу взобраться на скалы Крыма. Вообще говоря, когда вы влюбляетесь в это, каждое вознесение уникально.
Вы бы порекомендовали начинающим альпинистам?
Я предлагаю новичкам найти хорошего тренера, который часто тренирует многих спортсменов. Должно быть, такой профессиональный умелец, как хирург, должен постоянно оперировать, чтобы не потерять своих навыков. Он должен почаще жить в горах. Но хороший тренер - это не только спортсмен, но и учитель, желательно с медицинским и педагогическим образованием.
И вам также нужно помнить, что до тех пор, пока вы отправляетесь в горы, вам столько всего нужно узнать, собрать и аккумулировать все знания.