Найти в Дзене
Sovetika

125 лет советскому театральному художнику Виктору Шестакову

10 марта* исполняется 125 лет со дня рождения советского театрального художника Виктора Алексеевича Шестакова (1898-1957). Этот очерк посвящен жизни и творчеству замечательного художника.

Виктор Шестаков
Виктор Шестаков

Заслуженный деятель искусств Виктор Алексеевич Шестаков окончил ВХУТЕМАС и еще во время учебы, по приглашению В. Мейерхольда, поступил в московский Театр Революции, где с 1922 по 1927 год был главным художником. Работал он и в Театре им. Вс. Мейерхольда.

Расцвет творчества Шестакова приходится на вторую половину 1920-х годов. В этот период он оформил спектакли «Человек-масса», «Доходное место», «Озеро Аюль» (Театр Революции), «Горе уму» (Театр им. Мейерхольда).

Макет декорационной установки.  «Горе уму» (Горе от ума) А. Грибоедова.
Макет декорационной установки. «Горе уму» (Горе от ума) А. Грибоедова.

С 1946 года Шестаков — главный художник Московского театра им. Ленинского комсомола. Среди его лучших работ — «Вишневый сад» (1954), «Мужество» (1955).

Старуха. Эскиз костюма к пьесе Р. М. Акульшина «Окно в деревню»
Старуха. Эскиз костюма к пьесе Р. М. Акульшина «Окно в деревню»

Шестаков был одним из активных организаторов и многолетним руководителем театральной секции Московского Союза художников. До конца дней он преподавал в Московском художественном училище.

Макет декорации.  «Окно в деревню» Р. Акульшина. Театр им. Вс. Мейерхольда.
Макет декорации. «Окно в деревню» Р. Акульшина. Театр им. Вс. Мейерхольда.

…Один из самых убежденных и смелых адептов театрального конструктивизма, он прошел труднейший и длинный путь театрального художника, начавшего с отрицания живописной выразительности и пришедшего в наши дни к цветовой прозрачной ясности. Шестаков — центральная фигура театральной инженерии и архитектуры. Он ведет свое художественное происхождение от Любови Поповой и Александра Веснина. Но знаменитый станок Поповой к «Великодушному рогоносцу», сохраняя свою чистую функциональность, не имеет композиционной завершенности и формальной осмысленности. Работа Поповой — лишь эпизод в истории театрального конструктивизма. Блестящая театральная работа Александра Веснина при всей своей классической завершенности и технической сложности тоже была лишь коротким этапом в истории советского театра. Веснин пришел в театр, чтобы идти из него в архитектуру. Макет Веснина к «Федре» с его классическим равновесием площадок и ритмом цветовых плоскостей является шедевром кубистической театральной архитектуры. Но не Веснин стал душою этого течения.

Эскиз декорации 1 акта.  «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина. Театр им. Вс. Мейерхольда.
Эскиз декорации 1 акта. «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина. Театр им. Вс. Мейерхольда.

Его профессиональным выразителем, идеологом и вождем стал В. Шестаков. Это художник большой культуры и величайшей убежденности. Его упорство в борьбе с эпигонами декоративизма и стилизаторства достойно пристального изучения. История советского театра не пройдет мимо этих интересных усилий заменить художника театра инженером — архитектором сцены и создать идеальную техническую среду для работы актера. Шестаков — блестящий рационализатор и мастер математически выверенных и точно рассчитанных сценических построений. Полная и последовательная механизация сцены для него была самоцелью в продолжение многих лет.

Проект декорации спектакля "Озеро Люль" (Б. Глаголин — Антон Прим, М. Терешкович — Натан Крон) по пьесе А.М.Файко. Постановка Вс.Мейерхольда. Театр Революции. Москва.
Проект декорации спектакля "Озеро Люль" (Б. Глаголин — Антон Прим, М. Терешкович — Натан Крон) по пьесе А.М.Файко. Постановка Вс.Мейерхольда. Театр Революции. Москва.

Не нужно думать, что технологический формализм Шестакова был принципиальным отрицанием искусства. Он был принципиальным отрицанием живописной изобразительности, пуританской реакцией на засилие живописцев в эпоху декоративизма. Архитектурные формы установок Шестакова, даже в пору его ортодоксального конструктивизма, были проникнуты пламенным пафосом строительства, отличались монументальным и строгим величием. Таковы его установки к «Спартаку», «Человеку-массе», «Озеру Люль». Это очень интересный и поучительный путь — от сложной и беспокойной системы лестниц, лифтов и площадок индустриальных конструкций «Человека-массы» и «Озера Люль», через одноцветное спокойствие площадок и переходов «Горя уму», к ясной простоте и цветовой прозрачности «Окна в деревню», «Свадьбы Кречинского» и «Хорошей жизни».

Макет декорационной установки.  «Озеро Люль»
Макет декорационной установки. «Озеро Люль»

Шестаков вернулся к цвету, колориту, краске. Он понял формальную ограниченность и идейную пустоту конструктивизма. И он сохранил лучшие стороны этого течения: принцип игровой целесообразности и динамической функциональности работы театрального художника, точный учет степени и качества восприятия, прозрачную ясность композиционного построения.

Плакат 1929-го года
Плакат 1929-го года

В искусстве Шестакова нет бури, но есть монументальная простота и сосредоточенность. Преодолевая технологический формализм, художник быстрыми и уверенными шагами идет по пути реалистического искусства. В этом — симптоматичность его развития.

Из ст.: Павел Новицкий. Художники советского театра. (Сосредоточенность В. Шестакова). «Театр и драматургия», 1935, № 3.

Лит.: Виктор Шестаков. 1898—1957. М., 1960; Осип Бескин. Виктор Шестаков. М., 1965.

Театральный календарь на 1973 год. Л., 1972.

* В советских справочниках днем рождения художника указан 10-го марта. В википедии днем рождения указан день 14-го марта.

Сайт NashTeatr.com

Посмотрите ещё:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ. СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ.

ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ДЕЛАЙТЕ РЕПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!

Посмотрите наши сайты: советские открытки - Postcardsmuseum.com, советские отрывные календари - Visualhistory.ru, сайт о советском времени - Sovetika.ru, сайт о культуре и театре - Nashteatr.com, города мира на старых открытках - Grady.ru