Найти тему
The Music That Rocks

Везде и всюду. R.E.M. 'Out of Time' (1991)

Период расцвета (II)

Один из самых главных и знаковых альбомов R.E.M. с одной стороны, продолжает и развивает всё то, что музыканты так талантливо и умело заложили в Green, с другой, идёт дальше, расширяя границы возможностей.

Изначальные установки остались неизменными: Скотт Литт в кресле продюсера, обмен инструментами (барабанщик Билл Берри снова подрабатывает бас-гитаристом, а также садится за пианино, басист Майк Миллз заведует всеми клавишными и исполняет две песни, гитарист Питер Бак снова терзает полюбившуюся ему мандолину), а также внушительный арсенал оркестровок и богатство аранжировок. К слову, слушать Out of Time на качественных физических носителях и при помощи хорошего оборудования – ни с чем не сравнимое удовольствие для слуха!

Майкл Стайп, в свою очередь, отбросил язык политических заявлений и бунтарства, сочинив несколько любовных текстов. Его вокальные способности продолжают исследовать новые вершины, а спектр передаваемых эмоций стремительно расширяется.

Более того – впервые группа привлекла довольно много сторонних музыкантов для записи, что не преминуло сказаться на звучании большинства композиций.

-2
«Когда я говорю, что эта пластинка изменит ход истории поп-музыки, я говорю это с довольно твёрдым языком и л
ёгкой усмешкой на губах, но я думаю, что для 1991 года это действительно довольно своеобразная пластинка».

Так рассуждал Майкл Стайп, сидевший рядом с Биллом Берри на крыше старого товарного поезда на заброшенной железнодорожной станции Афин ярким и свежим февральским утром, в то время как их снимала приглашённая съёмочная группа накануне выхода специального фильма. Группа как раз вернулась из Лос-Анджелеса со съёмок клипа на песню Losing My Religion и провела последние два дня в театре Джорджии в Афинах, снимая ещё одно видео на Shiny Happy People.

-3
«В контексте поп-музыки прямо сейчас я не думаю, что многие люди делают то, что мы сделали с этой пластинкой. Так что в каком–то смысле это не ко времени, не к месту – это не совсем вписывается в то, что происходит в музыке прямо сейчас».

Очень точное объяснение названия седьмого альбома, который разительно отличался от большинства своих современников, не вписываясь ни в какие тренды и модные течения (тот же самый гранж, уже выползающий из-под обломков глэм-метала и оторванных поп-конечностей). Начиная с первых же секунд открывающей Radio Song, которая обманчиво разбрасывает романтические флюиды, чтобы затем резко обернуться фанково-рэперным сумасшествием в миниатюре.

Несмотря на то, что Out of Time содержит пару мрачных песен, в целом это очень оптимистичный, жизнерадостный альбом, полный динамичных и светлых песен. Своеобразный незапланированный риск выпуска такой лучистой записи возник в связи с тем, что её совпал с интенсивными международными потрясениями: война в Персидском заливе началась как раз в тот момент, когда R.E.M. начали продвигать диск. Поэтому песни про «Светящихся счастливых людей» в то время как чужую страну бомбили, также могли показаться неподходящими ко времени.

Однако Майкл Стайп отстаивал свой оптимизм:

«Учитывая всё, что сейчас происходит на глобальном уровне, песня, которая сделает людей счастливыми и выделит их из общей суеты мира, - это неплохо. Может быть, мы сможем немного переломить ситуацию с помощью действительно хорошей, действительно позитивной, действительно счастливой песни».

Что ж, нет нужды лишний раз обсуждать все мыслимые и немыслимые достоинства самого главного (но не самого лучшего) номера альбома. Лучше поговорим про видео. Майкл Стайп тут – основной герой, поющий прямо в камеру. Однако режиссёр также захотел снять всё в стиле особого вида индийского кино, в котором всё мелодраматично и очень похоже на сон. Результатом стало прекрасное сочетание того и другого: пустая комната с окном, выходящим на сельскую местность, призрачные появления остальных участников и Стайп, танцующий, поющий и одержимый текстом. Несмотря на то, что сама песня не была посвящена религии, визуально тут используется распятие и гомоэротика – комбинация, из-за которой впоследствии видео было запрещено в убежденной католической Ирландии. Легенда об Икаре также упоминалась в связи со стареющим ангелом на небесах, который теряет свои крылья, когда трудолюбивые работники на Земле обращают на него своё внимание; впоследствии рабочие восстанавливают его крылья с помощью тяжелого труда и вдохновения.

Клип очень кинематографичен – многие тут же заговорили об этом как о высоком искусстве, а телевизионщики ухватились за него, запустив во все мыслимые и немыслимые ротации. Этому примеру последовало радио. Песня даже захватила некоторые сегменты танцевального рынка, о чем группа едва ли вообще задумывалась. Вот в чём феномен столь ажиотажной популярности Losing My Religion, сыгравшей в итоге и плохую роль – группу стали узнавать лишь по этой песне. Это сохраняется и по сей день. Человек может не знать, кто такие R.E.M., но стоит включить Losing My Religion и тут же слышишь: «А-а-а… Понятно!»

Помимо неё, ещё три песни из Out Of Time были запланированы для синглов и, следовательно, видеоклипов. Это уже упомянутая Shiny Happy People, в видео на которую режиссёр Кэтрин Дикманн возродила формат, который сработал на прошлом студийнике применительно к песне Stand: много танцев и смеха. В съёмках приняли участие дети из афинской начальной школы в качестве дополнительных танцоров, но больше всего тут запоминается заразительное исполнение Майкла Стайпа и Кейт Пирсон в качестве вокалистов.

Клип на Near Wild Heaven был снят в Нью-Йорке, группа сидит в богемном кафе в окружении красивых людей – всё это напоминает рекламный ролик.

Radio Song снималась на складе и с участием хип-хоп продюсера KRS-One, который привносит оригинальность не только в песню, но и в клип, проецируя изображения группы на пустые карточки, которые держат участники.

Out of Time является редким примером того альбома, на котором нет связности между треками, но, благодаря обилию отличных песен, это становится совершенно не важно. Посудите сами на примере первой стороны диска: после обманчиво-возвышенной в начале и фанково-разгульной впоследствии Radio Song идёт серьёзная и бесконечно-хитовая Loosing My Religion, после чего настроение падает в мрачное ущелье зацикленности и угрюмости Low. Затем всё взлетает под возвышенную Near Wild Heaven, но затем полёт опять прерывается провинциальным инструменталом Endgame. Такие «скачки» нисколько не портят впечатление от альбома и никак не помешали ему запустить группу на самый Олимп музыкального мира.

-4

На второй стороне все песни находятся на самом высоком уровне – как содержательно, так и по исполнению. О каждой можно написать отдельную статью, но отдельно хочется выделить Half a World Away – потрясающий, пробирающий до глубины души стоический гимн с прорывающейся невероятной мелодией, которая то скрывается в океане выплёскиваемой печали, то вдруг возносится над хором сплетённых струнных. А в заключительной Me in Honey чувствуются какие-то бескрайние индейские прерии, в которые улетает удивительная музыка альбома, заполняя в вашем мозгу особую клеточку, где ему суждено остаться навсегда.

«Мы были не до конца уверены, что эта пластинка будет действительно великолепной, а оказалось, что она невероятна. Наверное, это лучшее, что мы сделали».

Реакция общественности была единодушной. «Вне времени» получил восторженные отзывы среди массы публикаций в прессе после его выхода. Любые сомнения, высказанные относительно того направления, которое наметилось на Green, были развеяны: критики опознали шедевр, когда услышали его.

-5

Out Of Time взлетел в британских чартах на первое место. Что ещё более важно, учитывая скоротечность и изменчивость моды, почти четыре месяца спустя лонгплей не покинул топ-10, а вернулся на второе место.

Что же произошло с R.E.M.? Неужели они просто превратились в мейнстрим-музыкальную группу, утратив всякое право считаться альтернативной? Ведь их новый альбом стал пользоваться популярностью у всех – от домохозяек до офисных клерков. Или же эти вчерашние аутсайдеры просто получили заслуженное признание, благодаря чистой настойчивости и точному применению таланта?

Продолжаем слушать дальше…

Оценка: 5/5

Источник изображений: www.discogs.com