Дети младшего сына короля Великобритании Карла III Гарри стали принцем и принцессой. Об этом свидетельствует изменение списка наследников престола на официальном сайте королевской семьи. Чем вызвано такое изменение и как оно скажется на престиже британской монархии журналу «Слово и Дело» рассказал старший научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН Олег Охошин.
Без малого неделю назад в Калифорнии состоялась церемония крещения дочери скандально известных герцога Сассекского Гарри и его супруги Меган Маркл. Вопреки установленной традиции мероприятие прошло не в Великобритании, а после таинства гости наслаждались едой и танцами, что также не принято. Более того, комментируя событие для журналистов, официальный представитель Гарри и Меган впервые назвал Лилибет принцессой, хотя на тот момент на официальном сайте британской королевской семьи она значилась просто как мисс.
Это заявление поначалу показалось очередной скандальной выходкой пары. Но девятого марта на сайте произошли изменения. Теперь дети Гарри и Меган обозначены как принц и принцесса, что позволило заподозрить королевскую семью в оставлении ранее занятых позиций и примирении с уехавшими в США родственниками. Однако после — не обязательно значит вследствие.
«Думаю, этот вопрос решался на семейном совете, который возглавлял Карл III. И вскоре должен последовать соответствующий указ, который бы официально провозгласил Арчи и Лилибет наследниками британского престола и им был бы пожалован титул принца и принцессы. Такое решение должно оформляться формально, в виде официального документа. А пресс-служба по согласованию с королевской династией просто опубликовала информацию на сайте», — заявил в беседе с корреспондентом «Слово и Дело» Олег Охошин.
По словам эксперта, о примирении отца и сына речи не идет. Во-первых, Гарри и его супруга стали изгоями не только среди королевской династии, но и в глазах большинства британцев. А во-вторых, у Арчи и Лилибет весьма призрачные шансы на престол, и поэтому считать присвоение им титулов принца и принцессы не является каким-либо авансом на будущее.
«На мой взгляд, здесь действует принцип: дети не отвечают за ошибки своих родителей. Не стоит думать, что произошло примирение между членами королевской семьи. Герцог и герцогиня Сассекские очень сильно дискредитировали династию Виндзоров сначала свои отъездом из Великобритании и интервью американской журналистке Опре Уинфри, а затем и выходом скандальной книги «Запасной», которая во всех подробностях описывала внутренний уклад жизни в королевской семье и личное негативное отношение Гарри к отцу и брату».
При этом, как считает Олег Охошин, для британской монархии изменение статуса Арчи и Лилибет является положительным моментом. Подданные британской короны не особенно чествуют Гарри после всех его заявлений и выходок, а также не выказывают особого уважения к Меган Маркл, которую считают главной зачинщицей семейных скандалов. Но своим решением в отношении внуков Карл III продемонстрировал лояльность к членам семьи, не несущим ответственности за очернение престола. А это укрепляет престиж королевской династии в глазах рядовых жителей страны.