Найти тему
Мысль и Вселенная

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ В НАУКЕ, ИСКУССТВЕ И ЖИЗНИ: ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Обложка, источник: https://psiola-center.ru/wp-content/uploads/c/4/b/c4bf0cb49fda3968792f0d48be13be0a.jpeg
Обложка, источник: https://psiola-center.ru/wp-content/uploads/c/4/b/c4bf0cb49fda3968792f0d48be13be0a.jpeg

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Морозова, О. В. Абстрактное мышление в науке, искусстве и жизни: философские основания / О. В. Морозова // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика - 2022 : Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах, Тюмень, 26–27 мая 2022 года / Отв. редактор Л.Л. Мехришвили. Том 1. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2022. – С. 416-421. – EDN WNTOUM.

Абстрактное мышление упрощает реальный объект, «отрывает» от него какие-то отдельные качества и на их основании позволяет делать умозаключения. Ученые прибегают к абстрагированию постоянно, описывая бесконечно сложную реальность при помощи формул и законов.

Рис. 1. Шлезингер Я. «Портрет Г.Ф.В. Гегеля», 1831 г., фрагмент, источник https://philoza.ru/wp-content/uploads/2021/07/gegel.png
Рис. 1. Шлезингер Я. «Портрет Г.Ф.В. Гегеля», 1831 г., фрагмент, источник https://philoza.ru/wp-content/uploads/2021/07/gegel.png

Гегель в статье «Кто мыслит абстрактно?» [1] раскрывает иной взгляд на абстрактное мышление. Он иронично утверждает, что такое мышление свойственно необразованным поверхностным людям. Они в убийце видят только убийцу и тем самым сводят всю сложную индивидуальность этого человека к одной характеристике, которая тянет за собой известные штампы.

И все же: абстрактное мышление для очень умных или для очень глупых людей? Попробуем с этим разобраться.

Да, наука упрощает реальность. Например, для того чтобы узнать площадь участка земли сложной неправильной формы, можно абстрагироваться от реальной формы участка и представить его в виде суммы нескольких геометрических фигур.

Рис. 2. Источник https://perviydoc.ru/docs/3/2337/conv_1/file1_html_m4f1c9135.png
Рис. 2. Источник https://perviydoc.ru/docs/3/2337/conv_1/file1_html_m4f1c9135.png

Придется одними качествами этого участка пренебречь, а другие принять за существенные. По сути, это то же самое действие, которое производит торговка в статье Гегеля, когда поносит покупательницу, обругавшую ее товар, – видит в ее одежде, родне проявления тех «тухлых яиц», на которые та указала. С одной стороны, действия похожи: считая площадь земли и круша личность оппонента, человек создает абстракции, которые помогают ему достичь цели. Но в то же время эти действия совершенно разные: одно действительно отражает существенные свойства объекта, а другое навешивает на него ярлыки. Важным оказывается то, какие элементы мы определяем в качестве существенных и как связываем их с целью, к достижению которой направлено наше действие. Эти качества бывают сущностными, то есть выявляют истинные характеристики объекта, верно описывающие его существование в реальном мире, а могут быть вымышленными, ложными.

В примере с полем все просто. Здесь критерием истины будет практика. Если площадь посчитана правильно, с учетом законов геометрии, то зерна для посева будет достаточно, чтобы засеять все поле. На этом абстрагировании от реальности для получения достоверного знания о мире строится классическая наука, она же помогает достигать известных результатов на практике – создавать технические устройства, делать расчеты, планировать затраты и т.п.

Но Гегель в своей статье об абстрактном мышлении говорит о человеке! Этот объект гораздо сложнее, чем поле самой замысловатой формы. В статье Гегель приводит примеры абстрактных суждений и оберегает нас от навешивания ярлыков и поверхностных суждений о таких сложных объектах, как люди. Он упреждает нас от практики абстрактного мышления, оберегает от ошибок. Но всегда ли абстрактное мышление о сложном объекте «человек» может быть ошибочным?

Для ответа на этот вопрос обратимся к другому немецкому литератору и философу – Фридриху Шиллеру.

Рис. 3. Герхардт фон Кюгельген «Портрет Фридриха Шиллера», 1808 г., фрагмент, источник https://www.sobaka.ru/smr/entertainment/art/97339
Рис. 3. Герхардт фон Кюгельген «Портрет Фридриха Шиллера», 1808 г., фрагмент, источник https://www.sobaka.ru/smr/entertainment/art/97339

Шиллер, говоря об искусстве, выделяет два художественных жеста: искусственный (наносной, привнесенный) и естественный (сущностный, присущий). Виктор Григорьевич Арсланов в своей лекции о Шиллере приводит простой пример [2, 53:50]. Два человека встречаются и здороваются, приветствуя друг друга. Они желают друг другу здоровья. Если это два врага, то этот жест будет искусственным. Мастерство художника, умеющего внимательно смотреть на мир и на людей, позволяет распознать искусственный жест. Это умение позволяет художнику быть художником.

Примеры такого мастерства мы находим в истории живописи. Его демонстрирует знаменитый французский карикатурист Оноре Домье в серии литографий «Люди правосудия». На одной из картин этой серии («Защитник») изображен адвокат (рис. 4).

Рис. 4. Домье О. «Защитник», около 1862-1865 гг., источник: https://sun9-14.userapi.com/bXT9NBLTzGUvNgG0W3VQ08Y7qHcvEXL_QEr8NA/dVNi7D5D-xc.jpg
Рис. 4. Домье О. «Защитник», около 1862-1865 гг., источник: https://sun9-14.userapi.com/bXT9NBLTzGUvNgG0W3VQ08Y7qHcvEXL_QEr8NA/dVNi7D5D-xc.jpg

Он ярый сторонник правосудия, его глаза горят, жесты красноречивы. Он произносит пламенную речь в зале суда и указывает на даму, сидящую на скамье с потупленными глазами. Адвокат словно восклицает: «Это невинное создание! Воплощение всех женских достоинств!». А дама изображена так, что для зрителя очевидно – эта женщина вовсе не воплощение добродетели, скорее хитрая, скрытная, себе на уме. Домье простыми графическими приемами показывает нам двух лжецов – адвоката и ответчицу. Мастерство художника не просто позволяет увидеть существенные характеристики этих людей, узнать правду о них, но и передает это знание зрителям.

Это происходит благодаря тому, что сквозь условные жесты адвоката и ответчицы – праведный гнев первого и скромно потупленные глаза второй – проступают непроизвольные жесты. Человек изображает из себя одно, а в действительности представляет собой совсем другое. И это действительное, подлинное мы можем увидеть благодаря мастерству художника.

Далее в своей лекции Виктор Григорьевич замечает, что в истории мировой живописи, особенно в живописи XIX века, мы можем найти очень много таких примеров [2, 56:30]. Прежде всего это живопись художников-передвижников, среди которых выделяется Павел Андреевич Федотов. На его полотнах прекрасно читаются условные жесты – то есть то, что человек хочет из себя изобразить и кем он является на деле (рис. 5).

Рис. 5. Федотов П.А. «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846 г, фрагмент, источник https://www.tretyakovgallery.ru/collection/svezhiy-kavaler-utro-chinovnika-poluchivshego-pervyy-krestik
Рис. 5. Федотов П.А. «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крестик», 1846 г, фрагмент, источник https://www.tretyakovgallery.ru/collection/svezhiy-kavaler-utro-chinovnika-poluchivshego-pervyy-krestik

Предыдущие примеры иллюстрируют то, как в живописном произведении художник абстрагируется от реального объекта, от бесконечного множества его характеристик и показывает нам сущностные, истинные, наиболее значимые (или естественные, по Шиллеру) его свойства. Этот художественный прием можно назвать универсальным, потому что он успешно применяется в других сферах искусства, в том числе в литературе. Приведу только один пример – описания персонажей, которые оставил нам в своих стихах Александр Сергеевич Пушкин.

Рис. 6. Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина», 1827 г., фрагмент, источник: https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2021/02/111-32.jpg
Рис. 6. Кипренский О.А. «Портрет А.С. Пушкина», 1827 г., фрагмент, источник: https://taganrogprav.ru/wp-content/uploads/2021/02/111-32.jpg

Буквально в нескольких словах, точных и метких, Пушкин создает образы литературных и исторических героев. Он внимателен «к характерам и внутреннему миру других людей, из чего потом в акте творческого пересоздания и возникают его литературные герои» [3, с. 166]. Татьяна Ларина «Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная, боязлива», и мы можем достроить целостный портрет, почти ощущаем рядом эту девушку.

Также Пушкин пишет и о себе. Он буквально видит себя в юном возрасте и, воссоздавая в нескольких штрихах свой образ, позволяет нам самим увидеть юного поэта:

Когда порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив [4].

Наиболее ярко такое абстрагирование представлено у Пушкина в ироничных описаниях. Пример – описание посетителей Петербургского салона Татьяны:

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залетный
Перекрахмаленный нахал,
В гостях улыбку возбуждал
Своей осанкою заботной,
И молча обмененный взор
Ему был общий приговор [5].

Т.Г. Мальчукова отмечает в своей статье: «Пушкин – мастер обобщающих характерологических этюдов» [3, с. 171], а что это еще, если не абстрагирование.

Из приведенных примеров можно сделать вывод: абстрагирование не просто технический прием мышления, который в количественном плане редуцирует объект. Он имеет качественную составляющую. Абстрактное мышление не однозначно, и мыслить абстрактно в области гуманитарных знаний можно по-разному. Один путь – выявлять сущностные характеристики объекта, находить истину о нем (гносеологический аспект), а потом без искажений и лжи передавать правду об этом объекте другим людям (этический аспект). Второй путь – выхватывание лежащих на поверхности или нужных для собственной выгоды случайных «кусков» объекта. Гегель в своей статье показал нам, как такое абстрактное мышление реализуется и какие опасности таит в себе.

Само существование истины и правды отрицается в рамках отдельных неклассических философских концепций, таких как солипсизм, скептицизм, философия постмодернизма. У них свои, достаточно весомые, аргументы. Опровергать эти доводы выходит за рамки темы, обозначенной в заголовке, но позволю себе только один аргумент. Любые научные концепции имеют границы применимости. Свои границы у законов классической механики, также они есть у законов квантовой механики и даже для теории относительности существуют границы, которые до сих пор не преодолены. Но философские принципы относительности и неопределенности истины, которые дали миру открытия современной науки, были формально перенесены на мир гуманитарных объектов и явлений. Суждения по типу «в квантовом мире царит неопределенность» и «в мире человеческих истин царит неопределенность» построены по аналогии, это перенос принципов без оснований для такого переноса.
Предложенный подход к пониманию абстрагирования позволяет видеть в людях, объектах и явлениях их сущностные черты, подлинные качества, присущие им. Видеть их умеют художники, но если это умение дано великим, то при наличии устремленности и методологии оно может быть доступно и простому смертному. Могу предположить, что люди нуждаются в таком навыке. В обществе есть запрос на подлинность. Люди ищут точки опоры – надежных людей, надежные организации, надежные решения для своих проблем и задач. Надежные – это те, которые демонстрируют свои истинные качества, действительно присущие им.
Стоит признать, что в наше время истина утеряла свою былую ценность, но сама жизненная реальность, практика жизни не позволяют девальвироваться понятиям «истина» и «правда» полностью. Свидетельства существования истины хранит история культуры – история живописи, литературы, философии и науки.

Источники


1. Гегель Г. В. Кто мыслит абстрактно? / Г. В. Гегель. – Текст : электронный // Культурно-историческая психология. – 2006. – Т. 2. – № 2. – С. 29–31. – URL :
https://psyjournals.ru/files/1433/kip_2006_n2_Gegel.pdf (дата обращения : 27.03.2022).
2. Серяков Д. Виктор Арсланов. Лекция 24. Часть 1–3: Ф. Шиллер о проблеме художественного жеста. – 2017. – URL :
https://www.youtube.com/watch?v=WT51Q3th6zc&t=9s (дата обращения : 27.03.2022).
3. Мальчукова Т. Г. Изображение характеров в романе А. С. Пуш-кина «Евгений Онегин» в свете античной и христианской традиций: к по-становке проблемы / Т. Г. Мальчукова. – Текст : электронный // Про-блемы исторической поэтики. – 2005. – № 7. – URL :
https://cyberleninka.ru/article/n/izobrazhenie-harakterov-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin-v-svete-antichnoy-i-hristianskoy-traditsiy-k-postanovke-problemy (дата обращения : 27.03.2022).
4. Пушкин А. С. В те дни, когда в садах Лицея… / А. С. Пушкин. – Текст : электронный // Царскосельский журнал «Мансарда». – URL :
http://mansarda-spb.narod.ru/mansarda/kuhnja/pushkin.htm (дата обраще-ния : 27.03.2022).
5. Пушкин А. С. Евгений Онегин / А. С. Пушкин. – URL:
http://www.poetry-classic.ru/8-26.html (дата обращения : 27.03.2022). – Текст : электронный.

© Ольга Морозова, 2023 г. Все материалы данного канала являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование текстов и авторских изображений без указания источника.