Вот и подошла столь долгожданная поездка на ПМПК - мы с Сашей доехали до автовокзала, сели в дико неудобную маршрутку, нам, как на грех, места достались в самом конце, где водитель, очевидно пытаясь заработать по-максимуму, поставил дополнительный ряд сидений, в итоге и я, и Саша сидели боком - ноги не влезали, колени упирались в спинку впередистоящего кресла так, что ноги начинали болеть уже через пять минут. Мы смирились и сели боком. После четырех часов дороги выползали из маршрутки как крабы - так все занемело. Проход по довольно жаркой улице нас расслабил, до центра добрались довольно быстро, сдали документы, нас записали в журнал очередности и отправили ждать вызова в кабинет. На этот раз ждали долго - около полутора часов, в этом плане выручали мультики, которые бесконечно крутили на экране большого телевизора в приемной. Пока на экране неугомонная девочка в сарафане делала жизнь циркового пенсионера-мишки сложнее и ярче, я думала о том, как именно будет проходить комиссия. Один из самых интересных для оценивающих специалистов документов я не предоставила - а именно тетради по русскому языку и математике. Единственное, что я могла им предложить, так это рисунки и тексты Саши, посвященные разработке партийной программы будущей диктатуры. Чем богаты, как говорится.
Наконец, настала и наша очередь - мы зашли в небольшой кабинет с огромным овальным столом из темного дерева. Сашу усадили напротив меня - к нему тут же обратилась женщина, севшая рядом - я так поняла, психолог, как раз ей сын и показывал и свои рисунки, и тексты. Она что-то просила его сделать, я следила за процессом краем глаза, поскольку комиссия начала задавать вопросы мне.
- Кристина Викторовна, подскажите цель прохождения комиссии? Для чего она Вам сейчас нужна? - перелистывая документы в папке спросила стильная дама лет сорока пяти с ультракороткой стрижкой на искусственно седых волосах.
- Понимаете, мы переехали из Новосибирска, в связи с тем, что Саше нужно специализированное учебное заведение интернатного типа. Я следую рекомендации психиатров как Новосибирских, так и Ставропольских - оба заключения у Вас в документах есть. В связи с заболеванием Саши, его сложно обучать даже дома, я уж не говорю о нормальном посещении уроков.
- А по какой причине Вы рассматриваете именно интернат? Почему не хотите обучать его в надомном режиме? - я начала чувствовать небольшое раздражение. Мне казалось, я достаточно подробно ответила.
- Я только что назвала причины, по которым хотела бы, чтобы Саша обучался в интернате. Объясню подробнее - даже при надомном обучении Саша иногда выдает реакцию агрессии, с ним невозможно сделать уроки, задания он не выполняет, изучает исключительно то, что ему интересно, а не то, что пытается донести преподаватель. Размеры моего сына вы видите - он мальчик крупный, и весьма. В школу его водить по "окнам", как это было в Новосибирске, у меня нет возможности - я работаю. Бабушка с ним не справится. Выхода два - либо надомное обучение, либо интернат. Для меня предпочтительнее второе, поскольку у Саши есть младшая сестра, от которой мы вынуждены его постоянно дистанцировать. Он может ее обидеть и даже не заметить этого.
- Понятно, мы примем во внимание Ваши пожелания.
От меня отстали, и занялись вплотную сыном. Сначала психолог обсуждала с ним его тексты и рисунки, потом им занялись педагоги, правда, под конец Саша выдал, что устал и не хочет больше отвечать на вопросы, и замолчал, что-то подвывая под нос и раскачиваясь на стуле. Ну-ну, подумала я, никак не вмешиваясь в процесс, - теперь-то больше понимания, что не так? Три женщины склонились к центру стола что-то тихонько обсуждая, потом та же дама обратилась ко мне.
- Кристина Викторовна, Вы и Саша можете подождать в коридоре, нам нужно время на формулировку заключения, как только будет все готово, мы Вас пригласим.
Снова обитые экокожей диваны в зале ожидания и мультики на экране. Смотрю на часы и соображаю, успеем ли мы на маршрутку. Время уже четыре, если и дальше будет так все тянуться, то я предпочту снять тут номер, чтобы уехать с утра. Сашка голоден, все припасы уже съедены, так что после получения заключения придется еще и искать магазин. Ожидание затягивалось, не знаю уж, что там были за дебаты, но, вероятно, они долго не могут прийти к общему мнению. Прождали сорок минут, пока нас позвали в кабинет. Сашу тут же отправили обратно, я осталась слушать, что они решили поставить в заключении.
- Кристина Викторовна, у Саши довольно сложный случай. Судя по документам, которые Вы предоставили, он болен с детства, но инвалидность ему дали только в тринадцать лет, так?
- Да, все так. - подтвердила я, и уточнила - а какое это имеет значение?
- Дело в том, что у Саши сохранный интеллект, соответствующий возрасту, поэтому обучаться он может на базе программы обычной школы, только в качестве надомника. Конечно, требуется коррекция программы под его особенности, поскольку явно выражены поведенческие отклонения, однако мы не считаем, что Саше нужен интернат, пока Вы отлично справляетесь.
Честно, у меня руки опустились. Правда, я попыталась возразить.
- Уважаемая комиссия, а вы заключение психиатров видели? Ну и что, что интеллект сохранный, если у него психическое заболевание, которое не лечится? Какой смысл в его обучении в школе по обычной программе, когда мне в любом случае нужно его будет определять в спецучреждение? Просто вместо интерната он будет лежать в больнице.
Три "мойры" смотрели на меня совершенно равнодушными глазами. Только у психолога что-то там промелькнуло, но было быстро подавлено, как будто они боялись допустить к себе любую эмпатию. Я вышла, довольно сильно приложив дверь об косяк. Не специально. Просто горечь вот так выплеснулась.
Еще двадцать минут на оформление, печати, выдачу под роспись, и вот наконец мы вышли из здания. Было уже около шести вечера, мы оба были вымотаны до предела, и я решила снять номер в недорогой гостинице. Спасибо интернету, нашелся приличный гостевой дом, где был номер с двумя кроватями и диваном. По дороге мы зашли в магазин, закупили еды на ужин и на завтра, чтобы потом не бегать, и заселились в номер. Саша был голоден до дрожи в руках - мы поели, я дала сыну лекарства, потом Саша сходил в душ и увалился на диван. Я тоже смыла с себя этот день и, все выключив, попыталась уснуть на узкой кровати под храп Саши. Утром спали до восьми - все-таки сильно умотались накануне. Встали, не спеша позавтракали, и поехали на автостанцию. Уже в три часа дня были дома с неутешительными новостями. Тем не менее, жизнь продолжалась, поэтому на следующий день я взяла все документы и поехала в отдел образования Пятигорской администрации, уже не особенно рассчитывая на какие-то положительные новости. В общем-то так и вышло. Интернат нам не светил ни при каких обстоятельствах, единственное, что могли предложить - пройти врачебную комиссию в местном пнд и получить справку о надомном обучении, потом просто прикрепиться к ближайшей школе. А была уже середина августа, надо было спешить.
Не подозревая никакого подвоха, я повезла сына в пятигорскую пнд для прикрепления и прохождения комиссии. Была поражена хамством - это значит ничего не сказать. Абсолютно совкового вида ( в худшем смысле слова) тетка в лопавшемся на пышной фигуре халате отбрила нас, как иногородних, типа, где прописаны, туда и идите. Договор аренды дома ничего ей не доказывал, остальные документы она даже смотреть не стала. Мол, или платно, или никак. Я поняла, что придется через главврача идти, поскольку у меня есть доказательство проживания в городе, и сын - инвалид. Иначе не пробьемся. Главный врач выслушала, позвонила в регистратуру, и все уладилось быстро и спокойно. Сашу тут же отправили на прием к подростковому психиатру. Обычный рутинный прием, опять объяснение причин, предоставление документов, все как всегда. Саша был спокоен и весел, смеялся без понятных для нас причин, но на вопросы врача отвечал охотно и развернуто.
Врач дала направление на врачебную комиссию, сама записала в системе и сказала ждать звонка. Я спросила про сроки - она пояснила, что вк проходит каждую неделю, по средам. И скорее всего нас вызовут через неделю.
- И еще, Кристина Викторовна - как только возможно будет, постарайтесь себе временную прописку сделать по месту проживания. Проще будет, правда.
- Спасибо за совет, я постараюсь.
И с этим мы поехали домой.
Предыдущая часть тут