Найти тему
Tatiana Makeeva

21 век и любовь к чтению

Мне как филологу этот вопрос очень важен. Читала я всегда, сколько себя помню-наверное, лет с 3. Первая книга - А.Волков, "Волшебник изумрудного города".А потом я сметала все-от газеты "Правда", которую выписывал дед, до Мориса Дрюона и его "Проклятых королей".

На данном этапе моей дочери и сыну 9,5 и почти 6 лет соответственно. Оба ребенка умеют читать с 4 лет. И могу точно сказать,что с задачей привить любовь к чтению в наш век гаджетов и клипового мышления я справилась успешно.

Привязанность к чтению начинается с разговора с ребенком. Еще с перинатального периода, по сути. Помнится, во время беременности старшей дочерью я принялась активно погружаться в итальянский язык, второй для меня рабочий. Очень много говорила на итальянском. А еще читала ей вслух на русском, общалась с ней.

Ну а после рождения-это бесконечные называния, обозначения, песни, потешки. Никаких гаджетов и даже мультфильмов до 2,5-3 лет у нас не было. Голос только живой. И книги-книги с картинками.

Потом я предлагала детям буквы. На карточках, крупные, красочные. Буква и картинка слова, на нее начинающегося. Деревянные пазлы с азбукой. Потом в ход пошли слоги. Просто гуляли и соединяли буквы в слоги :б-а -ба,д-о -до. Кстати, когда я сыном ходила в 4 года к логопеду на диагностику и я ей рассказала, что учу его читать вот таким способом,она была в шоке,мол, это категорически неправильно, потом детей приходится переучивать, что они так и читают дальше :б-а. Не знаю, пример моих двух детей и мой собственный (я помню, что меня учили так же) говорит об обратном. Велико же было ее удивление, когда через пару месяцев мы пришли снова и сын зачитал небольшие предложения прямо на занятии.

Я покупала детям копеечные книжки с крупными буквами, делениями на слоги и обозначениями: гласный плюс согласный соединены внизу дужкой, одинокий согласный обозначен внизу точкой. Это оказалось очень действенным способом. Потом были книжки посложнее -где я делала такие обозначения уже сама простым карандашом. Поначалу читали очень мало, но разбирали прочитанное-чтобы чтение не было пустым и бессмысленным. На первом этапе дети редко улавливают смысл прочитанного сразу, очень много сил и концентрации требуется для правильного соединения букв в слова.

Ну а к шести годам, когда дочка начала заниматься по программе 1 класса, она полностью ушла в самостоятельное чтение. Конечно, совместное чтение остается до сих пор. Например, сейчас мы увлечены книгой об искусстве "Старые мастера рулят" Ноттебом Сайн-Витгенштейн, кстати, очень советую, мне кажется, лучшая современная книга об искусстве для детей. Этим летом дочка полностью самостоятельно прочла книги Джоан Роулинг из Потеррианы. Все. И уже перечитала.

Для маленьких читателей очень подходят адаптированные тексты. Недавно прочли с сыном сокращенного Дж.Свифта. Гулливер, конечно, очень впечатлил ребенка, любящего море, корабли и приключения. Сейчас он читает сказки Гауфа-и вот конкретно в последние недели стала замечать, что читает очень быстро и эмоционально реагирует на прочитанное.

Так что любовь к книгам прочно вошла в нашу жизнь, главное, вовремя расширять библиотеку. Кстати, в районных библиотеках сейчас очень хорошие поступления-и для ребенка это можно сделать прекрасной прогулкой, путешествием, актом взросления.