Найти тему
Путешествуя налегке!

Константин Истомин. "Парижанин", никогда не видевший Париж! Художник, который так и не научился врать.

Константина Николаевича Истомина вспомнили только в 2019 году, после многолетнего забвения. Тогда, в Государственной Третьяковской галерее, прошла выставка его картин " Константин Истомин. Цвет в окне". Это была отличная выставка. Истомин - один из моих любимых художников.

Всегда было обидно, что картины Истомина любит только Русский музей в Санкт-Петербурге, а в Третьяковке висят одни его "Вузовки". Из-за этого многие называли Истомина "художником одной картины". После прошедшей выставки другие его картины наконец-то достали из запасников. Сейчас их можно увидеть и в Москве.

Вузовки. 1933 год. Государственная Третьяковская галерея. Самая известная картина художника.
Вузовки. 1933 год. Государственная Третьяковская галерея. Самая известная картина художника.

Константин Истомин родился в 1886 году, в Курске, в семье военного офицера. Обучаясь в гимназии, Константин так же посещал школу художеств. В 1905 году примкнул к революционным рабочим, был арестован. После освобождения из тюрьмы в 1906 году Истомин уехал в Германию.

В Мюнхене Константин учился в художественной школе Шимона Холлоши. Кроме Истомина, у этого венгерского художника обучались Владимир Фаворский, Кузьма Петров - Водкин. Летом 1909 года художник вернулся в Россию. Поступил на искусствоведческий факультет МГУ. В Первую мировую Истомин был контужен на фронте, командуя артиллерийской батареей.

Зимний пейзаж. Московский переулок. 1926 год. Государственная Третьяковская галерея.
Зимний пейзаж. Московский переулок. 1926 год. Государственная Третьяковская галерея.

Революцию 1917 года Константин Истомин принял, воевал в Красной Армии. Переболев брюшным тифом, был демобилизован. С 20-х годов художник был профессором ВХУТЕМАСА, а так же преподавал в художественном институте им. Сурикова.

За интеллигентность, изящество, и некую "несоветскость" друзья называли его "Парижанином". Константин Николаевич, в годы жизни в Германии, путешествовал по Италии и Греции. В Париже он никогда не был.

Крыши. Вид из окна мастерской. 1930 год. Этюд. Москва, галерея "Ковчег". Константин Истомин вообще очень много картин написал в своей комнате (она же мастерская) на Мясницкой.
Крыши. Вид из окна мастерской. 1930 год. Этюд. Москва, галерея "Ковчег". Константин Истомин вообще очень много картин написал в своей комнате (она же мастерская) на Мясницкой.

Истомин оставил после себя большое количество полотен. Пейзажи, натюрморты, портреты. Часть картин из освободившейся после смерти художника мастерской, были вынесены на помойку. Их спасли случайно. Но мне больше всего нравятся женские портреты в его творчестве. Очень трогает история отношений художника с его любимой натурщицей - Лидочкой Коротковой.

Судьба Лиды была печальна. Танцовщица в варьете, оступилась на сцене, упала, сломала позвоночник.

Перед зеркалом (Лида). 1932 год. Государственный Русский Музей.
Перед зеркалом (Лида). 1932 год. Государственный Русский Музей.

Ее вылечили, но со временем начала развиваться глухота. Работы не было. В этот период с ней и знакомится Константин Истомин. Друзья художника описывали Лиду Короткову, как девушку с очень белой кожей, и необычно ярким, "свекольным" румянцем на щеках. "Кровь на снегу", "Белоснежка". Эти эпитеты встречаются в их воспоминаниях.

Художник пишет Лидочку в большинстве своих картин. Общаться им было сложно, из-за ее глухоты. Да и характер после несчастья у этой молодой девушки, понятно, был непростым. Но и Истомин - интроверт, закрытый и застенчивый человек.

Сидящая натурщица в голубом (Лида). 1920 год.
Сидящая натурщица в голубом (Лида). 1920 год.

Лиде было сложно долго стоять, и на картинах девушка чаще сидит, или лежит. Думаю, Константин Истомин ее по-настоящему любил. Судя по тому, с какой бережностью и нежностью он ее пишет. Но эта любовь так и не реализовалась. Они долго еще оставались друзьями. Как потом сложилась судьба Лиды Коротковой - неизвестно.

Лидочка с папироской. 1930 год.
Лидочка с папироской. 1930 год.

Константин Истомин до конца жизни в письмах называет Лиду только "Лидочкой". И часто подписывает ее имя в название картины. Всю свою нереализованную любовь художник вложил в портреты, и это очень видно. Константин Николаевич так и не был женат...

Сидящая полуобнаженная (Лидия). Рисунок. Начало 1930 гг.
Сидящая полуобнаженная (Лидия). Рисунок. Начало 1930 гг.

К Истомину относятся довольно холодно в те годы. "Парижанин" всячески избегает писать сюжеты из советской действительности. Поддавшись уговорам друзей, которые беспокоятся за него, Константин Николаевич пишет несколько "идеологически правильных" картин. Но посмотрите на его "Шахтерку Метростроя".

Шахтерка Метростроя. 1937 год. Картина слабая. Истомин так и не научился врать в своем творчестве.
Шахтерка Метростроя. 1937 год. Картина слабая. Истомин так и не научился врать в своем творчестве.

Он пишет городские пейзажи в Москве, морские пейзажи в Крыму. Пишет натюрморты и жанровые картины. Потом уезжает в Самарканд. Скорее всего, так безопаснее для художника в те годы.

Жатва. 1933 год. Государственная Третьяковская галерея.
Жатва. 1933 год. Государственная Третьяковская галерея.

Но на выставке сложно было оторваться от его женских портретов. Особое притяжение, особый свет, какая-то необъяснимая магия заставляли нас, посетителей, подолгу стоять перед каждым портретом.

Девушка в голубом. 1932 год. Не знаю, почему так щемит сердце, когда смотришь на эти портреты.
Девушка в голубом. 1932 год. Не знаю, почему так щемит сердце, когда смотришь на эти портреты.

Константин Истомин умер в Самарканде, в 1942 году. Руководство мастерских ВХУТЕМАСА после его смерти раздавало его картины студентам. Друзья художника собирали их долго и кропотливо.

Лето. 1931 год. Государственная Третьяковская галерея.
Лето. 1931 год. Государственная Третьяковская галерея.

Будете в Третьяковке, или в Русском музее - задержитесь у этих картин. Фото, как обычно, не передает ту самую магию, которую чувствуешь, стоя у полотен Константина Истомина.