Во времена Пушкина укоренилась и сформировалась образовательная система, которая охватывает почти все свободные слои населения, хотя главным участниками учебного процесса являлись представители дворянского сословия.
К началу XIX столетия в Петербурге существовало 10 приходских училищ, в которых обучалось 400 - 450 детей обоего пола. Обучение здесь было рассчитано на один год, программа включала в себя: закон Божий, письмо и четыре правила артфметики. В уездных училищах курс был трехгодичный. Сюда принимали только мальчиков из семей купцов, ремесленников и других обывателей, которые получили базовые знания в приходском училище.
Дворяне получали либо домашнее образование, после получения которого мальчики обучались в частных пансионах или военных училищах, а девочки - в пансионах и в Институтах благородных девиц.
Пансионы делились на три разряда: первый соответствовал казенным гимназия, второй - уездным училища, третий - приходским. В первых пансионах учились дети дворян, во вторых - дети дворян и состоятельных купцов, а в третьих помимо них могли обучаться также и дети мещан и разночинцев.
К 1830-м годам в Петербурге имелось четыре гимназии. С 1804 года существовала гимназия, преобразованная из основанной ещё в середине XVIII века гимназии Академии наук. Она занимала обширное здание на Большой Мещанской улице у Демидова переулка. В 1830 году она получила наименование Второй Санкт-Петербургской гимназии.
Первой стала называться гимназия, преобразованная из Благородного пансиона при Педагогическом университете. В этом пансионе обучались литератор И. И. Панаев, композитор М. И. Глинка и младший брат А. С. Пушкина - Лев Сергеевич. Первая гимназия занимала помещение на Кабинетской улице, угол Ивановской.
Третья Санкт-Петербургская гимназия - с 1831 года старая Петербургская губернская гимназия. Она располагалась на большом участке по Соляному переулку, близ Литейного проспекта.
Четвёртая, или Ларинская гимназия, была создана в 1835 году на деньги купца Ларина. Она располагалась на 6-й линии Васильевского острова. Четырёхгодичная программа была рассчитана не только для детей дворян и чиновников, но и детей из семей купцов, поэтому включала в себя предметы, имеющие связь с торговлей и промышленностью.
В 1811 году был основан Царскосельский лицей. Он был предназначен для подготовки мальчиков из родовитых дворянских семей по разным направлениям государственной службы. Курс обучения длился шесть лет, он включал в себя среднее и высшее образование.
Воспитанные в духе свободомыслия и вольнодумства, многие его выпускники участвовали в восстании декабристов, как И. И. Пущин и В. К. Кюхельбекер, либо стали поэтами, как А. С.Пушкин и А. Х. Дельвиг, либо государственными деятелями, как А. М. Горчаков.
В 1822 году Лицей был передан в Ведомство военно-учебных заведений, а в 1843 году - был переведён в Петербург, в помещение Александровского сиротского дома на Петербургской стороне.
В 1819 году был основан Петербургский университет, который состоял из трёх факультетов: философско-юридического, физико-математического и историко-филологического. Первое время университет располагался в помещении 7-й роты Семеновского полка, занимавшего угол Кабинетской улицы (здание Синодального подворья). В 1837 году университет переехал в здание Двенадцати коллегий.
Петербургский университет был создан на основе одного из двух отделений Главного педагогического института. Он был старейшим высшим заведением столицы и продолжал существовать наряду с университетом.
Для воспитания девочек из дворянских семей было построено в столице несколько учебных заведений: Смольный институт, Институт ордена Святой Екатерины (Екатерининский), Патриотический и Павловский институты.
Смольный институт был основан ещё по указу Екатерины Великой. Он занимал здание, построенное Кваренги на территории Смольного монастыря. Сюда принимали девиц из дворянских семей, чьи главы были не ниже статского советника.
Екатерининский институт располагался в здании, возведенном по проекту того же Кваренги, между Семеновским и Аничковым мостами на Фонтанке. Здесь обучались девочки из небогатых и незнатных дворянских семей.
Патриотический институт был основан в 1813 году и располагался на 10 - й линии Васильевского острова. Первоначально он предназначался исключительно для воспитания дочерей штаб- и обер-офицеров, участовавших в Отечественной войне 1812 года.
Павловский институт был создан в 1829 году на Фонтанке, близ Обуховского моста, по образцу Патриотического института. В него принимались и дочери младших обер-офицеров не из потомственных дворян.
Девицы из семей мелких чиновников, купцов, мещан и разночинцев существовали свои учебные заведения, например, Мещанский институт при Смольном институте, Мариинский институт против Таврического сада, Дом трудолюбия на 13-й линии Васильевского острова, Сиротский институт при Воспитательном доме на набережной Мойки у Красного моста.
Библиография:
А. Гордин, М. Гордин. Путешествие в Пушкинский Петербург . Лениздат, 1983 г. ;
М. И. Пыляев. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 2003 г.