Сейчас быстро или медленно? А сейчас? Нам захотелось начать разговор о ритме в повествовании именно со слов антагониста "Одержимости", которого блестяще сыграл Дж.К. Симмонс.
В музыкальном произведении мы четко ощущаем ритмический рисунок. Он состоит из пауз и нот, которые различаются по длительности звучания. В сценарии тоже есть элемент, отвечающий за ритм - это бит.
Расскажем, что нужно знать авторам о битах.
Единицы сценария
Все, что можно измерить, можно разбить на несколько частей, и сценарное дело - не исключение.
Независимо от того, пишете ли вы сценарий для фильма или сериала, самой крупной частью сценария является действие. Оно делится на акты, количество которых варьируется в зависимости от хронометража, жанра и платформы распространения.
Следующая наименьшая единица сценария - сцена. Ее легко определить: она характеризуется изменениями во времени, месте или сюжетной линии.
Бит еще меньше, чем сцена.
Что такое бит
Бит - это любой сдвиг в повествовании. Им может быть эмоциональные повороты, крупные события, осознанные или неосознанные реакции.
Почему именно биты влияют на ритм истории? Биты регистрируют небольшие изменения в тоне повествования и эмоциональной дуге персонажа. Так по капле создает драматургический рисунок, похожий на музыкальное произведение.
По сути, биты — это небольшие моменты, которые двигают историю вперед. Сцены состоят из множества битов. Некоторые из них могут быть очевидными, в то время как другие гораздо более тонкие.
Хотя сюжетные биты являются важным элементом структуры, они не прописаны в сценарии явно. Но прописаны в поэпизоднике.
Разбор сцены
Покажем, как работают биты в сцене из первого акта фильма "Достать ножи: Стеклянная луковица".
Герои прибывают на пирс, чтобы вместе сесть на яхту и оказаться на личном острове своего обеспеченного друга. Они могли появиться одновременно, но Райан Джонсон разделяет это на несколько минисобытий. Так мы больше узнаем о героях, их взаимоотношениях, можем выстраивать первые догадки.
Биты сцены выглядят так:
- Бенуа сидит один на пирсе. Подходит Лайонел. Звучит автомобильный гудок, из машины выходит Клэр.
- Клаксон электрокара! Берди Джей появляется во всем великолепии. Ее помощница Пег возится с чемоданами. Они замечают Бенуа.
- Выстрел! Дюк и Виски приезжают на мотоцикле.
- Все приветствуют друг друга и вслух удивляются, почему здесь Бенуа.
- Гудок с яхты! Она пристает к пирсу. Сразу же появляется дворецкий Майлза с вводной информацией.
- Группа по одному садится на яхту. Последний автомобильный гудок! На пирсе ко всеобщему негодованию и удивлению появляется Энди.