Найти тему

О вере, душе, бытии: каким получился «Святой архипелаг»

   Фото: скриншот из фильма
Фото: скриншот из фильма

На больших экранах вышел документальный фильм Сергея Дебижева об истории Соловецкого монастыря и жизни его обитателей. Мы уже посмотрели «Святой архипелаг», и теперь рассказываем об одном из самых завораживающих фильмов о Севере России.

Русская юдоль

Для русского человека Соловки - это соединение двух взаимоисключающих понятий: образ умиротворенной духовной обители с трагичным напоминанием лагеря особо назначения. Снежно-белая христианская цитадель и кроваво-красный механизм безжалостной советской машины соединяются в единое целое. Создать киноповесть можно было так, как это делает большинство документалистов: выстрелить очередью исторических фактов, подтвердить их словами исследователей-краеведов и кадрами хроники. Режиссер Сергей Дебижев подошел к съемкам картины совершенно иначе, нежели его цеховые коллеги. Для него кинематограф - это разговор о больших смыслах, в которых наше общество остро нуждается. Именно поэтому «Святой архипелаг» - это не только документальное повествование, но и глубинные размышления о вопросах, которыми каждый из нас рано или поздно задается.

Отличает от традиционных представителей документалистики подход к хронологии. История об архипелаге не старается сконцентрировать внимание зрителя на прошлом, не стремится она и фантазировать о будущем. Киноповесть о Соловецком монастыре существует где-то между ними, на линии истории, не имеющей ни начала, ни конца. Собственно, и слоган фильма гласит: «Соловки - из бесконечности в вечность». Время - одна из категорий, которыми Сергей Дебижев призывает мыслить зрителя. На вопросительные взгляды посетителей кинозала фильм отвечает словами из религиозных текстов, цитатами святых. По своей природе эти высказывания метафоричны, поэтому напрасно ожидать простых, прямых и понятных ответов. Если бы это было так легко, вряд ли вечные вопросы таковыми бы оставались, не правда ли?

Вместе с этим «Святой архипелаг» - это фильм-противопоставление. Не только исторические, но и мировоззренческие оппозиции находят свое отражение в кинокартине. Аскетичный быт монахов - противоположность роскошной жизни современного человека. И речь здесь не только о материальном достатке, как может показаться. Режиссерская антитеза кроется гораздо глубже - в первую очередь во взгляде на окружающую реальность и ощущении времени. Для обитателей Соловецкого монастыря счастье в неспешном миросозерцании, в то время как для большинства людей - в погоне за финансовым успехом и мимолетными удовольствием. Сергей Дебижев делает попытку оторвать обитателей шумных мегаполисов от каждодневной суеты и посвятить следующие 98 минут жизни наслаждению красотами Севера России, размышлениям над вечными вопросами.

И был вечер, и было утро

Созерцательная часть «Святого архипелага» ничуть не уступает содержательной. «Медленное кино» использует минимум повествовательной истории, делая акцент на тишине и спокойствии. В картине отсутствует привычный для документалистики нарратив. Рассказ о событиях прошлого, монологи духовных лиц растворяются в череде умиротворяющих кадров. Думается, для Сергея Дебижева окружающий мир выступает такой же категорией мысли, как и время. Природа в «Святом архипелаге» является не просто «декорациями» к фильму, а примером для организации собственного быта. Поселиться с природой по соседству и жить с ней в гармонии - одно из ключевых посланий к зрителю.

Мало запечатлеть красивую картинку на кинокамеру. У оператора Алексея Немова получилось выполнить нетипичную для жанра документалистики задачу - встроить кадры в контекст практически немой истории. В объектив его кинокамеры попали не только чарующие виды Соловецких островов, но и обитатели Белого моря: киты и белухи.

Особую художественную выразительность киноповести придает и музыкальное сопровождение. Его автором выступил Вячеслав Бутусов. Музыка «Святого архипелага» разнообразна по своему звучанию - симфоническая и электронная, она одновременно отсылает и к общепризнанной классике, и к духовным песнопениям. Главное, что музыке Вячеслава Бутусова удалось передать «внутреннее звучание» Соловков. Как и в случае с операторской работой, эта часть наполнения кинокартины не звучит вычурно, а органично вплетается в повествование, становясь его полноправной частью.

Повторюсь, но все же скажу, что фильм «Святой архипелаг» - это очередная попытка отечественного кинематографа начать разговор о больших смыслах. На мой взгляд, одна из самых удачных за последнее время. Отыскать человека в куче информационного мусора, вытащить его и показать подлинную прелесть жизни - задача не из легких, но Сергей Дебижев вместе с командой отлично справился с ней.