Начала я смотреть сериал «Раневская». Ничего не могу поделать, люблю этот жанр.
Я читала несколько биографий Фанни Гиршевны Фельдман, она же Фаина Георгиевна Раневская, поэтому представление о её судьбе и о том, с чем пришлось столкнуться актрисе, имею.
Период сериала охватывает большой промежуток – от 1915 года, когда юная Фанни едет из родного Таганрога в Москву – покорять столичную сцену, до 1978 года. Каждая серия посвящена определенному году жизни актрисы - 1915-й, 1919-й, 1932-й, 1942-й и так далее.
Всем известно, что внешность Раневской весьма оригинальна, она довольно сильно заикалась, и путь её к славе был очень и очень непрост. А тут еще личная жизнь, окутанная тайной за семью печатями. И как не снять фильм? Удивлена, что он раньше не вышел, ведь идею проекта вынашивали аж с 2012 года. То есть я имею ввиду фильм, полностью посвященный Раневской, потому что, конечно, она, как второстепенный персонаж, уже встречалась в нескольких лентах.
Сейчас сериал идет в онлайн-кинотеатре КИОН и от многих я слышу восторженные отзывы. Но что нам чужое мнение, когда есть свое собственное и несколько книжных биографий, правда же?
Итак. Есть ли здесь вымысел? Если верить литературным источникам – да, конечно. Как и практически в любом фильме аналогичного жанра. Эдакая художественная обработка. Зачем, правда, отца Фанни сделали лучше, чем он был, я так и не поняла. Как и зачем отношениям с семьей придали оттенок если не идеальности, то чего-то теплого и родного, тоже. Папа Гриша Фельдман мило благословляет нелюбимую дочь быть актрисой и даже деньги дает. Ну-ну, конечно.
«Протекция нужна тем, кто ни на что не годен. А я всего добьюсь сама».
Про исторические события – отдельный пункт. Тому, кто любит рассматривать фильмы детально и через призму достоверности, будет к чему придраться, больно много вольностей и даже местами ляпов допущено. Хотя эпоха красивая, чего уж тут. Я, как человек-визуал, оценила и интерьеры, и костюмы.
Не понравилось, как обыграны известные слова Раневской. Например, про Мулю. Как-то грубовато и не к месту, на мой взгляд. Разумеется, не вставить это было невозможно, но почему-то очень топорно выглядит.
На что стоит обратить внимание, так это на дочь народной артистки РФ Любови Полищук и художника Сергея Цигаля - Мариэтту Цигаль-Полищук. Именно она и есть Фаина Георгиевна. Причем как в молодости, так и в преклонных годах. Первоначально взрослую Раневскую должна была играть Софья Письман, но в итоге всю жизнь отдали на откуп Мариэтте.
«Вы еще так молоды и полагаете, что счастье лишь на сцене. А здесь ведь только иллюзия счастья».
Так вот, пожалуй, Цигаль-Полищук – один из главных плюсов сериала. Если не единственный. Разумеется, это не копия Раневской. Но она очень удачно «поймала» образ. Походка, манеры, фигура, жесты, даже выражение лица и та самая экспрессивность. Она острая, резкая, язвительная, но все равно – ранимая.
Наблюдать за Мариэттой-Фаиной как минимум интересно, как максимум становится очевидно, что актерский талант тут точно есть.
Но. При всем этом у меня ощущение «перетягивания одеяла». Потому что все остальные на фоне Цигаль-Полищук как-то тускнеют и уходят в закат. А ведь тут задействованы Александр Домогаров, Полина Кутепова, Константин Лавроненко, Семен Стругачев, Эмилия Спивак. То есть известного народу много, но видишь только одного человека.
Наверное, Раневская – личность слишком масштабная. И даже по сериалу это видно.
P.S Кстати, год назад у меня была статья о Раневской, вот она: