Найти тему
КиноБуква

«Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!» - каким получился сериал «Раневская»

Начала я смотреть сериал «Раневская». Ничего не могу поделать, люблю этот жанр.

Я читала несколько биографий Фанни Гиршевны Фельдман, она же Фаина Георгиевна Раневская, поэтому представление о её судьбе и о том, с чем пришлось столкнуться актрисе, имею.

Период сериала охватывает большой промежуток – от 1915 года, когда юная Фанни едет из родного Таганрога в Москву – покорять столичную сцену, до 1978 года. Каждая серия посвящена определенному году жизни актрисы - 1915-й, 1919-й, 1932-й, 1942-й и так далее.

Всем известно, что внешность Раневской весьма оригинальна, она довольно сильно заикалась, и путь её к славе был очень и очень непрост. А тут еще личная жизнь, окутанная тайной за семью печатями. И как не снять фильм? Удивлена, что он раньше не вышел, ведь идею проекта вынашивали аж с 2012 года. То есть я имею ввиду фильм, полностью посвященный Раневской, потому что, конечно, она, как второстепенный персонаж, уже встречалась в нескольких лентах.

Сейчас сериал идет в онлайн-кинотеатре КИОН и от многих я слышу восторженные отзывы. Но что нам чужое мнение, когда есть свое собственное и несколько книжных биографий, правда же?

Итак. Есть ли здесь вымысел? Если верить литературным источникам – да, конечно. Как и практически в любом фильме аналогичного жанра. Эдакая художественная обработка. Зачем, правда, отца Фанни сделали лучше, чем он был, я так и не поняла. Как и зачем отношениям с семьей придали оттенок если не идеальности, то чего-то теплого и родного, тоже. Папа Гриша Фельдман мило благословляет нелюбимую дочь быть актрисой и даже деньги дает. Ну-ну, конечно.

«Протекция нужна тем, кто ни на что не годен. А я всего добьюсь сама».

Про исторические события – отдельный пункт. Тому, кто любит рассматривать фильмы детально и через призму достоверности, будет к чему придраться, больно много вольностей и даже местами ляпов допущено. Хотя эпоха красивая, чего уж тут. Я, как человек-визуал, оценила и интерьеры, и костюмы.

Не понравилось, как обыграны известные слова Раневской. Например, про Мулю. Как-то грубовато и не к месту, на мой взгляд. Разумеется, не вставить это было невозможно, но почему-то очень топорно выглядит.

На что стоит обратить внимание, так это на дочь народной артистки РФ Любови Полищук и художника Сергея Цигаля - Мариэтту Цигаль-Полищук. Именно она и есть Фаина Георгиевна. Причем как в молодости, так и в преклонных годах. Первоначально взрослую Раневскую должна была играть Софья Письман, но в итоге всю жизнь отдали на откуп Мариэтте.

«Вы еще так молоды и полагаете, что счастье лишь на сцене. А здесь ведь только иллюзия счастья».

Так вот, пожалуй, Цигаль-Полищук – один из главных плюсов сериала. Если не единственный. Разумеется, это не копия Раневской. Но она очень удачно «поймала» образ. Походка, манеры, фигура, жесты, даже выражение лица и та самая экспрессивность. Она острая, резкая, язвительная, но все равно – ранимая.

Наблюдать за Мариэттой-Фаиной как минимум интересно, как максимум становится очевидно, что актерский талант тут точно есть.

Кадр из сериала «Раневская», 2023 год, режиссер Дмитрий Петрунь
Кадр из сериала «Раневская», 2023 год, режиссер Дмитрий Петрунь

Но. При всем этом у меня ощущение «перетягивания одеяла». Потому что все остальные на фоне Цигаль-Полищук как-то тускнеют и уходят в закат. А ведь тут задействованы Александр Домогаров, Полина Кутепова, Константин Лавроненко, Семен Стругачев, Эмилия Спивак. То есть известного народу много, но видишь только одного человека.

Наверное, Раневская – личность слишком масштабная. И даже по сериалу это видно.

P.S Кстати, год назад у меня была статья о Раневской, вот она:

Кто-нибудь смотрит «Раневскую», вам как?