В 1972 году война США во Вьетнаме уже стала бесславной, кровопролитной, вызывавшей возмущение уже не только у «чужих», но и у «своих». По законам жанра, Пентагону остро требовались для пропагандистских целей лихие герои и асы – дабы подсунуть американцам яркие примеры для восхищения и подражания.
А когда потребность в героях есть, то они обязательно найдутся. И вот 10 мая 30-летний лейтенант Рэндалл Каннингем, по кличке Дюк, действуя вместе с напарником по двухместному истребителю F-4J Phantom II – оператором оружия Уильямом Дрисколом, – сбил сразу три самолёта противника МиГ-17.
Это стало уникальным в истории случаем применительно к Phantom. И весьма сомнительным. Почему? Подробности далее.
Пресса, радио и телевидение подхватило такую героическую новость. Репортёры, как сороки на хвосте, разносили её по городам и весям. Мало чем выделявшийся коллег-авиаторов Каннингхэм стал звездой (оператор оружия остался в тени, всех в основном интересовал лётчик).
Эта слава помогла ему сделать политическую карьеру – отслужив 20 лет в ВМС США, Рэндалл Гарольд «Дюк» Каннингем стал конгрессменом от Республиканской партии, и 15 лет заседал в высшем федеральном органе государственной власти США.
От сумы да от тюрьмы не зарекаются, и в 2006 году Каннингему дали тюремный срок – восемь лет и четыре месяца, с частичной конфискацией имущества – по делу мошенничестве, взяточничестве и уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере.
Адвокат Каннингема Марк Холшер позже сказал, что доказательства были настолько неопровержимыми, что у него не было другого выбора, кроме как рекомендовать подзащитному признание вины и чистосердечное признание. По сделке с следствием о признании вины Каннингему грозидо максимум 10 лет; а если бы он боролся с обвинениями – провёл бы в тюрьме остаток жизни. Уж очень многомиллионным был ущерб.
Бывший лётчик-ас отсидел 8 лет и 4 месяца «от звонка до звонка», вышел на волю, и стал личностью тихой, незаметной.
То ли дело в молодости, когда он был нарасхват со своими рассказами об эпичном воздушном бое с МиГами.
Боевые действия утром 10 мая 1972 года стартовали с массированного налёта палубной авиации ВМС с авианосцев на портовый город Хайфон. Одновременно по близлежащим населённым пунктам заработала тактическая авиация ВВС США.
Вместе с зенитчиками, противодействие оказывали перехватчики трёх истребительных полков ВНА (921-го, 923-го и 925-го); в небе завязалось масштабное воздушное сражение.
F-4J Phantom II Каннингема и Дрискола шёл в составе группы подавления зениток, поэтому на двух узлах подвески вместо ракет нёс кассетные бомбы Rockeye. Им официальные источники ВМС США и сам «геройский лётчик» в своих отчетах и интервью не уделяют никакого внимания. Видимо, полетели куда попало.
Зато ас увлекательно живописал, как он последовательно «завалил» два МиГа – с поразительным расходом по 1-й тепловой ракете на каждого. Снайпер и везунчик!
Возвращаясь на авианосец, «Фантом» наткнулся на идущий прямо в лоб одиночный МиГ-17, который навязал ему бой. Американский летчик не уклонился от лобовой атаки (хотя по инструкции обязан был это сделать). Этот бой был весьма маневренным. В ходе него, по словам Каннингема, самолёт противника несколько раз занимал выгодную огневую позицию, но попасть ни разу не смог.
Подробное описание этой дуэли, которое можно найти в англоязычной прессе, захватывает дух красочностью речи рассказчика и его умением заинтриговать слушателей. Вкратце смысл такой: совершив ряд ошибок при выполнении пространственных маневров, экипаж «Фантома» тем не менее сумел-таки одолеть врага, сбив МиГ-17 своей последней парой тепловых ракет AIM-9.
Ас утверждал, что его противником в этой дуэли был «полковник Toмб», также известный как Нгуен Тун (Нгуен Туан, Нгуен Ван Кок) – самый лучший вьетнамский ас. Спустя годы даже американцы признали: «полковник Toмб» – это была легендарная личность, не существовавшая в реальности.
Одна из популярных солдатских баек, которую Каннингем приплёл к своим красочным мемуарам.
«Я мог видеть кожаный шлем Томба, его очки, шарф… и даже его напряжённое выражение лица … Я начал чувствовать онемение, резко взмыв на 8000 футов прямо вверх», – нагонял экшена в свой рассказ будущий конгрессмен.
Документальный фильм на канале History заканчивался пафосным утверждением:
«ЗРК сделал то, что не смог сделать ни один вьетнамский лётчик-истребитель: сбил F-4 лейтенанта Каннингема».
«Я посмотрел направо и увидел ракету, идущую на наш самолёт, –вспоминал Каннингем, – нет таких слов и выражений, с помощью которых можно описать происходящее в голове лётчика, когда он заметил пуск зенитной ракеты».
Ракета взорвалась на удалении порядка 400 футов (120 м) от Phantom и поразила его осколками. Оба двигателя остановились, упало давление в гидравлической системе самолёта.
«Фантом» на некоторое время сохранил управляемость, поэтому лётчик отвёл его от берега – в надежде не попасть в плен, а быть спасенными вертолётами поисковой службы ВМС США. Так и случилось: Каннингема с Дрисколом катапультировались и были эвакуированы.
А самолёт утонул. Вместе с обломками «Фантома» на дно пошли бортовые самописцы и вообще всё, что могло бы подтвердить воздушные победы экипажа. Поэтому ничего, кроме устных заявлений Каннингема с Дрисколом, нет.
Но им легко поверили. У командования не было ни времени, ни желания проводить тщательный разбор полётов и проверку докладов лётчиков на предмет правдивости и возможных несостыковок.
Никто тогда не обратил внимания на подозрительно сверхвысокую эффективность ракетного оружия: согласно докладу экипажа, все 4 выпущенные им тепловые ракеты типа AIM-9 Sidewinder точно попали в цели. Между тем, накопленная статистика боевого применения AIM-9 Sidewinder свидетельствовала: результативность стрельбы составляет 10–16%.
Просто стране как раз очень нужны были лихие, храбрые и удачливые герои.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, врал ли Каннингем?