Игнат с Серегой быстро бежали прочь, пригибаясь под вертящимся винтом вертолета. Наконец то началось их долгожданное приключение. Два месяца друзья обивали пороги в соответствующих ведомствах, чтобы получить разрешение на поход. До недавнего времени Чукотка была объектом пограничным, режимным. Вроде вы сейчас послабления вышли. Вот друзья и решились.
Люди совсем не бедные, большие любители преодолевать трудности. Они объехали пол мира. А в собственной стране получали отказ за отказом. И вот, наконец, нужные бумаги подписаны, вертолет задрафтован. Путешествие началось. И ничего, что пройти им разрешили не более 30 километров вдоль реки. Зато это самый настоящий экстрим! Тяжелые климатические условия Крайнего Севера самое то для искателей приключений. И друзья наслаждались каждым мгновение похода. В теплых куртках Алясках, с тяжелыми рюкзаками за плечами и ружьями - они были по настоящему счастливы. Через 10 дней самолет унесет их обратно в шумную столицу к заброшенным на время делам. А пока они один на один с девственной природой сбивающими с ног ветрами и зашкаливающим адреналином в крови, который вызывал чувство опасности.
Это на последнем инструктаже в вертолете все было просто и ясно. Пройдут вдоль реки до деревни оленеводов. Там их подберет вертушка через девять дней. А теперь, когда они остались одни в огромном, не дружелюбным пространстве, без единого намека на присутствие человека стало немножко жутковато. Тем более что день неумолимо клонится к вечеру и стало заметно темнеть.
Сергей остался ставить палатку, а Игнат, подхватив ружье, отправился к широкой реке, лениво несущие свои тёмные воды. Сейчас сезон миграции полярных гусей. Вдруг посчастливится хоть одного подстрелить. Он шёл, проигрывая, серебристой зажигалкой зиппой - самой ценной из его огромной коллекции и все вглядывался в невысокие прибрежные заросли. Только безрезультатно. Гуси, наверное, уже улеглись спать.
Охота не удалась и молодые люди поужинали тушенкой. Завтра новый день. Они обязательно расчехлят захваченное с собою снасти. Так много слышали об огромных в реке Хариусах. Будут рыбачить до упора. Иначе чем станут хвастаться дома? Так и продвигались они день за днём вдоль реки, по оговоренный заранее маршруту. Днем рыбачили или охотились, а ночью засыпали, как убитые в палатке. А как иначе?
Тундра весной кишит зверьем, кого угодно может в гости занести. Хоть волка, хоть медведя, хоть северного оленя. В темноте любая зверюга будет не кстати. Рассчитывавшие на полную опасность и приключения, мужики сначала расстроились, а потом расслабились. Тут прямо не путешествие даже, а экскурсия по занимательным местам. Наверное, это самая расслабленность и не позволила им вовремя разглядеть надвигающуюся опасность. А ведь все было как на ладони.
Однажды утром парни по привычке свернули свой лагерь, решив продвигаться дальше. Но вот незадача. Серая лента реки через 100 метров разбежалась в пойме десятками рукавов и ручьев. А прямо перед ними раскинулось огромное пространство со стоячей водой. И как это они с вечера этого болота не заметили. Только делать нечего. Болото придется обходить. Ведь брода в нем мужики не знают. Вот и пошли в обход. Тут то и начались настоящие приключения. Стараясь идти по берегу, приятели несколько раз забредали в топь, утопили рюкзак с палаткой и одно ружье. А когда оказались на устойчивой, твёрдой почве, поняли, что напрочь заблудились. Чуть не разругались в пух и прах.
Стояли затравленно, озираясь, спорили, в какую сторону идти. А тут, как назло, дождь холодный накрывать стал. Делать нечего. Разошлись в разные стороны в поисках убежища. И Игнау повезло совсем недалеко ушел и тут же наткнулся на одиноко стоящие строения из высоких перекрестных Шестов, покрытое оленьи шкурами.
Игнат даже нахмурился, вспоминая название таких чудных жилищ.
Юрта не юрта...
- Яранга! - подсказал подоспевший Сергей. - На Чукотке такие домики называются Ярангами.
Приятели стояли, рассматривая свою находку. Удобно ли вваливаться в гости без приглашения? Только очень скоро стало понятно, что жилье заброшено вокруг не вытоптанная трава, входной полок из шкур хлопает под порывами ветра. И мужчины решились, поспешили к Яранге, подгоняемые непогодой.
Откинув висящий над входом шкуру один за другим нырнули внутрь. А когда глаза привыкли к темноте, остановились как вкопанные....