Найти тему
Моя прелесть

Почему "Восточный"? Тайны и загадки Тиары "Восточный венец"

Сегодняшняя тиара стала моим любимым примером особого отношения принца Альберта к ювелирном дизайну.

Как нам известно, принц руководил созданием многих замечательных произведений для своей жены, королевы Виктории, в том числе этой тиары, сделанной Гаррардом в 1853 году примерно за 860 фунтов стерлингов.

Тиара "Восточный венец"

-2

Дизайн этой тиары, возможно, был вдохновлен коллекцией индийских драгоценностей, подаренной королеве Виктории за несколько лет до этого. Конечно, в произведении, созданном могольскими арками и цветами лотоса, присутствует отчетливое ощущение Востока, отсюда и слово «восточная» в названии. Часть названия «венец» происходит от того, как тиара почти полностью оборачивается вокруг головы, как венок.

Это достаточно большая тиара: оригинальная диадема состояла из более чем 2600 бриллиантов с опаловыми вставками, все в золотой оправе. Опалы были одним из любимых камней Альберта, и после получения этой тиары Виктория заказала опаловое ожерелье, серьги и брошь. С тех пор опалы в тиаре были заменены рубинами (и, соответственно, иногда её уже называют индийской рубиновой тиарой или даже просто индийской тиарой).

С момента создания с тиарой произошло много изменений. Для первоначального дизайна Виктория предоставила около половины бриллиантов из своей существующей коллекции, некоторые из которых когда-то также были вложены в драгоценности, принадлежавшие королеве Шарлотте. Право собственности на драгоценности королевы Шарлотты оспаривалось родственником Виктории королем Ганновера, и когда было решено, что они по праву принадлежат Ганноверу, эту тиару пришлось вернуть в мастерскую. Ганноверские бриллианты были удалены в 1858 году и заменены бриллиантами, взятыми из других королевских драгоценностей, а также новыми бриллиантами от Garrard.

-3

Королева Виктория оставила этот гарнитур Короне в своем завещании, и когда королева Александра унаследовала его после смерти Виктории, она снова изменила его. Видимо, считая опалы несчастливыми, она заменила их рубинами из ожерелья, подаренного королеве Виктории правителем Непала. Она также уменьшила размер тиары: изначально было 17 опалов и арок, но сегодня на изделии осталось только 11 рубинов и арок. На самом деле это довольно существенное изменение. Кроме того, на исходной странице бухгалтерской книги от Garrard отмечается, что части тиары были съемными, чтобы их можно было заменить «большими одиночными бриллиантами», «когда требуется более легкая и простая тиара».

Неизвестно, существует ли какое-либо изображение тиары в таком упрощенном виде.

Несмотря на все изменения, которые она внесла, тиара, похоже, не была фаворитом королевы Александры — ну, по крайней мере, достаточным фаворитом для того, чтобы надевать ее для портретов, например.

И то же самое касается и королевы Марии.

Несмотря на то, что у королевы-матери было несколько диадем на выбор, в последние годы жизни королева-мать использовала только две — эту и тиару Boucheron Honeycomb, которую мы сейчас часто видим на герцогине Корнуольской.

Когда королева-мать умерла в марте 2002 года, тиара перешла к ее дочери, королеве Елизавете, вместе с остальным имуществом. Это одна из вещей, которые она технически могла попросить раньше — в конце концов, тиара была оставлена Короне, а Елизавета возглавляла Корону с 1952 года — но она позволила этому быть, якобы сказав: «Мама вернет их».

Королева Елизавета дебютировала в этой тиаре во время государственного визита на Мальту в 2005 году, и с тех пор мы не видели ее публично.