Многим из нас знакомо это чувство, когда возвращаешься из казалось бы, удачного похода в торговый центр [модный бутик дизайнерский шоурум], и, примеряя находки, понимаешь, что что-то не так. Вещи, которые так здорово смотрелись в примерочной, дома сидят совершенно иначе, этот пиджак как-то не с чем комплектовать, а туфли, купленные с бешеной скидкой, вообще жмут.
Нет проблем, скажет кто-то, - ты всегда можешь сдать то, что не подошло.
Что тут скажешь? И да и нет. Во-первых, я знаю большое количество людей, которые не могут [стесняются, не умеют] возвращать вещи в магазин. Да, такие люди есть и их больше, чем вы думаете. Во-вторых, зачем вообще превращать шопинг в марафон «туда-сюда», если можно покупать то, что вам подходит без стрессов и самоистязаний?
Но для начала нужно научиться не повторять этих распространенных ошибок:
Ходить на шопинг- терапию
Да, один из самых распространенных способов снять стресс – это сходить прикупить себе что-нибудь. Как правило, после таких походов наступает кратковременное облегчение. Но оно не относится ни к продуктивному шопингу, ни к снятию стресса, как такового. Получая небольшой дофаминовый прилив от покупок, вы только укрепляете этот замкнутый круг. Так что перед тем, как собраться на такую «терапию», задержитесь на минуту и подумайте, какие именно психологические потребности вы сейчас пытаетесь компенсировать.
Гулять по магазинам
Невероятно, но факт! Среднестатистическая женщина за год наматывает по магазинам почти 350 километров. Неожиданно, да? Кажется, пора вводить новый вид Олимпийских соревнований. Но если серьёзно, походы по магазинам без четкой цели – неудачное решение. Хотя бы потому, что оно влечет за собой потенциально необдуманные траты. Ну и опять, маленькое удовольствие от покупок будет тянуть туда снова и снова. Еще в 70-е годы XX века европейские социологи, которые впервые начали исследовать феномен драгстора разложили по полочкам каждую составляющую интерьера торгового центра, которая буквально не позволит вам выйти наружу без покупок. Как вы понимаете, за 50 лет тенденция только укрепилась.
Обносить распродажи
Тут, казалось бы, все очевидно: нам уже известны маркетинговые механизмы, благодаря которым скидки не являются на самом деле такими уж скидками, а если вещь действительно продают по низкой стоимости, значит скорее всего с ней что-то не так. Тем не менее, количество людей, наводняющих торговики в «Черную пятницу», говорит о том, что на практике мало кто может по-настоящему сопротивляться успешному маркетингу. Остановитесь! Распродажа - это не призыв к действию! Вероятность того, что вы приобретете ненужную вам вещь, либо одежду не вашего размера, либо не заметите дефект очень высока! Постарайтесь охладить пыл, когда видите красные ценники. Распродажи - это не плохо, но нужно помнить, что не вы для них, а они для вас.
Советоваться с продавцом.
У человека, который работает в торговом зале есть только одна задача – продать. И больше ничего. Есть, конечно, разные энтузиасты, которые готовы прийти вам на помощь, но ее стоит ограничить поиском нужного размера или модели. Не позволяйте человеку без специализированных навыков навязывать вам свое видение, и уж тем более не советуйтесь с ним. Этот же совет касается мужей, подруг и прочих добрых советчиков, но эта тема тянет на отдельный разговор.
Покупать вещи без примерки.
Так бывает, увы. К каждой вещи, которой так или иначе предстоит стать элементом вашего гардероба, будь то самый стандартный шарф вашего любимого цвета, нужно внимательно присматриваться, и в идеале примерять. Тоже, вроде бы, очевидный совет. Но не припомните ли вы, как хватали на кассе пару перчаток просто потому, что видели на ней красный ценник с двузначной цифрой? Обдумывать каждую свою покупку, даже самую маленькую – очень полезный навык.
Следовать экстравагантным порывам
В сетевом магазине известной марки я вижу много классных манекенов с интересными идеями и часто меня прямо там охватывает желание попробовать внедрить в свой стиль что-нибудь эдакое. Ведь если взять вот этот кричаще красный тренч и добавить к нему мою фиолетовую сумку, обычные джинсы и какой-нибудь блейзер, то получится яркий стильный образ! Ну и что, что мне некуда в нем ходить! Найдется какой-нибудь повод! Это называется импульсивная покупка. Совершив которую, вы скорее всего обнаружите, что в домашних декорациях кричаще-красный тренч, который так здорово смотрелся в торговом зале, выглядит не так уж привлекательно. Оформлением привлекательных торговых залов занимаются специально обученные люди - визуальные мерчендайзеры. В. их задачи входит сделать так, чтобы вы вышли из магазина с тем самым красным тренчем. Профессионалы, следуя последним трендам маркетинга продают вам не одежду, а некий образ жизни, картинку, которая моментально наполняется смыслом, эмоциями, сюжетами в вашей фантазии. Это очень тонкая работа, которую вы в идеале не должны считать. Ваша же задача состоит в том, чтобы не позволить этим картинками замутнить ваше сознание.
В общем, как вы понимаете, способов мотивировать человека совершить ту или иную покупку – множество. Способ справиться с этим – только один – возглавить процесс шопинга. Возглавить – значит действовать от головы, а не из эмоций, советов, стресса.
О том, как планировать походы по магазинам – расскажу в следующей статье.
А пока расскажите мне, часто ли у вас бывает такой «непродуктивный шопинг» ?