Это та самая «ложка дегтя», которая портит бочку меда, только в наиболее трагичном варианте.
Ибо бочку меда, как ее ни жалко - выбросишь, а вот с «бочкой» своей жизни, если она уже выпита почти до дна, – последствия серьезнее.
Но, собственно и бочку-то сначала нужно наполнить «медом».
И если уж мы говорим о «меде» жизни, который можно испортить одной «ложкой дегтя» или даже одним «волоском», то речь идет о самопожертвовании.
Вот как на эту тему размышлял наш великий христианский писатель Федор Михайлович Достоевский:
«Самовольное, совершенно сознательное и ничем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех есть, по моему, признак высочайшего развития личности, высочайшего ее могущества, высочайшего самообладания, высочайшей свободы собственной воли… Это закон природы: к этому тянет нормального человека. Но тут есть один волосок, один самый тоненький волосок, на который если попадется под машину, то все разом треснет и разрушается. Именно: беда иметь при этом случае хоть какой-нибудь самый малый расчет в пользу собственной выгоды».
Сначала давайте разберем выделенный Достоевским «закон природы».
«Законом природы» он мог назвать его только в одном смысле – если имел в виду самую высшую природу человека, его изначально заложенный в нем образ Божий.
Потому что обычная «природа» живет совсем по другим законам – законам взаимопожирания и выживания за счет других.
А вот если мы берем пример Христа, показавшего нам высший пример действия человеческой природы – то, безусловно!
Самопожертвование – это высший уровень развития человека и его природы, высший уровень любви, который она может показать:
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Ин. 15. 13.
Собственно, любой из нас может подтвердить, что только тогда испытывал настоящее блаженство, когда полностью отдавался чему-либо или кому-либо и полностью забывал о себе.
Это кажется парадоксальным, но это так.
Получить высшее блаженство, можно только полностью забыв о себе, полностью отдав себя в радость полного самопожертвования.
Это действительно закон высшей человеческой природы и к этому тянет всякого «нормального человека».
Но теперь о «ложке дегтя» или о «волоске», о котором говорит Достоевский.
Да – а тут увы!.. Редко кому из нас есть чем похвастаться.
Что те «блюда», которые мы готовим из жизни, – всегда без эти противных «волосков».
И если бы только «противных», которые ты вытаскиваешь из супа и продолжаешь его есть – пусть уже и без особого аппетита.
Эти «волоски» грозят полным разрушением всей «машины» нашей жизни.
И этот волосок есть наш «самый малый расчет в пользу собственной выгоды».
Делаем ли мы какое-то пожертвование на храм, помогаем ли другу, оказываем безвозмездную помощь по работе…
Всегда ли по принципу, озвученному Христом:
«… пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…»? Мф. 6.2.
Или все-таки где-то в подсознании сидит: «заметят», «отблагодарят», «запомнят», «воздадут»?..
А раз что-то подобное – то все!.. Треск и разрушение нашей «машины» жизни и всех ее «добрых» дел.
Не буду приводить много примеров – приведу только один, который касается большинства людей.
Речь идет о воспитание собственных детей.
Скажите, все ли из нас делают это с полным бескорыстием и самопожертвованием?
У кого нет этой «волосковой» мыслишки: сейчас я потружусь, напрягусь, постараюсь, а уж в старости мои детки позаботятся обо мне?
Что – правда, нет?... Гм?.. Честно говоря, верится с трудом.
Вы скажете: да ничего плохого в этом нет. Что это – так и положено, так и надо. Это – естественно…
Увы! Увы! Увы! Увы!
Оно-то, может, и естественно, только никак не подпадет под «природный закон», который мы сейчас рассматриваем.
Тот высший «природный закон», озвученный Достоевским и задолго до него подтвержденный Христом.
В нашем расчете на детей есть тот самый «волосок» личной выгоды, а значит – что?.. А значит – треск и разрушение!
А собственно – посмотришь на реальную жизнь и слышишь, и видишь именно это.
Сколько из таких - «рассчитывавших» когда-то на заботу своих детей - сейчас коротают дни в забытом одиночестве или домах престарелых?
Вы скажете: ну уж нет, мои дети со мной так не поступят!..
Ну-ну – посмотрим.
Ибо если сейчас в наших заботах о них есть этот «волосок» личной выгоды – на что мы рассчитываем?