В этой галерее на берегу Большого канала собрана самая большая коллекция венецианской живописи 14 -18-го веков. Расположена она в бывшей церкви, фасад которой оформлен в палладианском стиле, столь ярко проявившем себя в соседней с Венецией Виченце. В это здание художественное собрание, учрежденное республикой еще в 1750 году, переехало в 1807-м по указу Наполеона.
Автор статьи оказался в ее залах в числе двухсот тысяч ежегодных посетителей осенью 2016 года. И здесь будет говорить о художниках и полотнах, случайным образом запечатленных фотокамерой смартфона.
Тьеполо (1696-1770)
1.
Полотно написано Джамбаттистой Тьеполо в начале 1740-х годов для потолка венецианской церкви Капуцинов. Потому и круглое. Равноапостольная Елена перстом указывает на обнаруженный ей в Иерусалиме посредством прикладывания мертвого тела и воздвигнутый Крест Господень. Седобородый старик справа у основания креста, вероятно, епископ иерусалимский Макарий, а черноволосый мужчина с серым кожным покровом (что особенно выделяется в яркой цветовой гамме полотна), вероятно и есть воскресший от животворящей силы Креста. Во всяком случае традиция изображать этих действующих лиц существовала. На картине Тинторетто, к примеру, покойник изображен куда более пугающе.
2.
В основе картины "Нашествие змей" (фрагмент) великого венецианца тоже лежит популярный среди живописцев сюжет. Строптивый народ еврейский, которого Моисей сорок лет водил по пустыне, то и дело роптал. За что и был всякий раз наказуем. В этом случае нашествием ядовитых змей. Пророк по настоятельным просьбам паствы, помолившись Богу, воздвиг на шесте медного змея, взглянув на которого каждый ужаленный оставался жив. Есть и метафорическая ссылка на этот эпизод в Новом Завете.
И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Евангелие от Иоанна)
Огромное полотно Федора Бруни на этот же сюжет найдете в Русском музее.
Веронезе (1528- 1588)
1.
Другой знаменитый венецианец, Паоло Веронезе патриотично и аллегорично поет на своих эпидектических полотнах славу любимому городу. Надежда Чамина пишет так:
Вот несколько вариаций царственной Венузии, Венеции XVI века, мифический образ, альтер эго города, идеальное представление города, нации, которая способна позаботиться о своих богатствах и бросить вызов Европе и миру. Действие, как правило, разворачивается на небесах. Это композиция для свода зала. Перед нами свод магистрата торговли зерном во Дворце дожей, и прекрасная дама в дорогих одеяниях, усыпанных драгоценностями, царит среди облаков на троне дожа. В руке у нее маршальский жезл морской правительницы, у ног лев святого Марка. На лестнице Геркулес и Церера, персонификации физической силы, доблести, победы в боях и процветания сельского хозяйства. Церера вручает Венеции колосья в знак богатства и доброго правления.
2.
"Коронование Богородицы" - это многофигурное полотно написано не в одиночку а при участии все мастерской: сыновья, брат и не связанные родственными узами ученики. Есть особое удовольствие разглядывать такие картины, определяя, кто есть кто, будь персонажи реальными лицами (Репин, "Заседание Государственного совета") или легендарными, как в нашем случае.
В верхней части - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой (в виде традиционного голубя на снимке отрезанного), Дева Мария и ангелы. В нижней части алтарного образа - пророки, апостолы, евангелисты святые - 50 персонажей. Я уже делал для себя изыскания, относительно апостольской символики. Здесь можно продолжить это занятие. У святой Екатерины (слева)— колесо (ее запугивали четырьмя утыканными шипами колесами, но ангел разрушил их, и римские злодеи отсекли великомученице голову); сразу под Екатериной - святая Лючия с символом мученичества, пальмовой ветвью, в руках (ей вырвали глаза, которые так пленили отвергнутого ею жениха - отыщите глаза на блюдце); у Святого Лаврентия (Лоренцо) — решетка, на которой римские язычники его безжалостно изжарили. Ну и можно далее продолжать поиск, разглядев пристальным взглядом псалмопевца царя Давида с гуслями, Андрея Первозванного, традиционно обнимающего свой крест, Святую Схоластику, которая держит собственную душу в виде голубки, Евангелиста Луку с буйволом.
3.
Еще одно масштабное и многофигурное полотно мастера "Пир в доме Левия". Вообще-то он писал Тайную вечерю, взамен сгоревшего в трапезной монастыря Святых Иоанна и Павла тициановского полотна. Но стена была большая, а последнюю пасху со Спасителем праздновали 12 человек. Вот Веронезе и превратил скромную сионскую горницу в помпезную лоджию в стиле Антреа Палладио и наполнил ее десятками персонажей, включая карликов, шутов и собаку. И себя самого изобразил - человек в одеянии фирменного зеленого цвета Веронезе на первом плане. Монахи попросили собаку заменить на Марию Магдалину. Не стал. А несколько месяцев спустя после сдачи заказа, художника пригласили на профилактическую беседу в "компетентные органы" того времени. Дерзкий, ироничный диалог художника и святой инквизиции очень хорошо передан в фильме «Подсудная картина», режиссёра Алена Жобера. Сильно рекомендую посмотреть и послушать:
Вопрос: Что обозначают эти люди, вооружённые и одетые как немцы, с алебардою в руке?
Ответ: Мы, живописцы, пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие, и я изобразил этих людей с алебардами… чтобы оправдать их присутствие в качестве слуг, так как мне казалось подобающим и возможным, что хозяин богатого и великолепного, как мне говорили, дома должен был бы иметь подобных слуг…
Рекомендацию идейно-художественных цензоров исправить недочеты за свой счет художник выполнил при минимуме затрат и усилий - он просто переименовал картину из "Тайной Вечери" в "Пир в доме Левия". В Евангелии есть три строчки по этому поводу, но главное там сказано: разного народу на банкете у Левия было множество.
Прети (1613-1699)
Вот не знаю, почему я из сотен прочих картин в галерее обратил внимание именно на эту работы, неизвестного мне прежде художника. Может быть из-за любви к античности, может быть, потому, что легендарный аэд играет на вполне себе современной скрипке - хотя европейские живописцы не очень заморачивались и изображали легендарных персонажей в абсолютно современном окружении. Сегодня изображение Гомера с электорогитарой в руках и в джинсовом костюме почли бы за крутой авангардизм. Может быть, манеру Караваджо напомнило.
Тициан (1488-1576)
1.
Тициан эту тему с аллегориями вокруг возраста человека любил. Правда, на других полотнах у него присутствуют три возраста. Здесь - два. И оба персонажа объединяет смерть - только старик уже держит ее на руках, а молодой человек, лишь робко касается пальцем, понимая, что никакие латы тут тебя не спасут. Как-то так.
2.
Введение богородицы во храм. Этим популярным сюжетом украшен вход в один из самых парадных залов скуолы, где теперь расположена галерея. Причем картина пребывает на том самом месте, где располагалась с самого начала. В ней прямо двери прорублены.
3.
Очень интересно спустя годы, в процессе чистки сматрфона, возвращаться к картинам, снятым случайно, и узнавать, что это этапные, особенные работы художника. Оказалось, что этот холст - последняя картина Тициана. В 1576 году в Венеции бушевала чума, и Тициан писал ее по обету, как шанс остановить эпидемию. Но умер, не закончив работу. Все символы и персонажи "Оплакивания" традиционны, но как-то пугающе выразительны: Мария, оцепеневшая в глубине ниши; то ли Никодим, то ли Иосиф Аримафейский, как то просительно, снизу смотрящий в лицо снятого с креста Спасителя; неожиданно гневная Мария Магдалина (случайно ли, нет, но точно в такой такой же позе два с половиной века спустя Делакруа изобразил свободу на баррикадах)
Беллини (1430-1516)
Как и было сказано выше - в галерее самая полная коллекция венецианской живописи, а Беллини считается одним из основателей этой знаменитой школы. В мой объектив попали три Богородичных картины.
1.
Первая - Богородица на троне в окружении избранных святых и трио музицирующих ангелов. Поскольку заказчиками выступили клирики церкви Святого Иова, он и оказался ближе всех к трону. Изображен он, в том состоянии, когда став жертвой спора Господа и сатаны, потерял и родственников, и здоровье, и богатство. Одна набедренная повязка осталась у невозроптавшего праведника. (Потом, как известно, за долготерпение он был Господом вознагражден). Симметрично ему - Святой Себастиан. Тоже в одной набедренной повязке. Расстрелянного диаклетиановской гвардией бывшего римского легионера в европейской традиции изображают часто сплошь утыканного стрелами. У Беллини скромнее: две стрелы поразили мученника. И это правда, поскольку казнь не удалась и Себастьян в этот раз выжил.
Рассказ о Святом Франциске (слева) любят слушать студенты - всех трогает светлая аскеза самого радостного католического подвижника.
Иоанна Крестителя Беллини поместил на задний план между Франциском и Иовом. Предтеча почти отвернулся от зрителя - суровый пустынник и аскет.
Святой Доменик - тонзура, черно-белое облачение - погружен в книгу. Как и положено проповеднику читает из Евангелия от Марка "Идите и проповедуйте". К слову, его гробница в Болонье - настоящий шедевр. Автор специально час ждал, когда откроется церковь, чтобы увидеть мраморный сакрофаг, украшенный скульптурами в том числе и резца Микеланджело.
Людовик Тулузский в епископском облачении симметричен святому Франциску. И это понятно - его, принца крови, францисканцы в свое время приютили и воспитали. И также, как Ассизский подвижник, он сознательно отказался от и мирских благ ради служения Господу.
2.
Почему Богородица на второй картине изображена в окружении апостола Павла и Святого Георгия, я предположить не могу. Могу только восхититься исполненным глубины ликом Мадонны.
3.
Третья картина - Оплакивание. На картине Дева Мария одна, без присных. Между ликом на картине с Павлом и Георгием и этой работой - дистанции огромного размера. Композиция очень похожа на Пьету Микеланджело.
Чима из Конельяно (1459 - 1518)
1.
Ранее неизвестный мне художник. Чем привлекла меня картина, не знаю. Может быть динамикой разворотов лиц, особой беспомощностью тела Спасителя. Похоже на Беллини - так современники...
2.
Апофеоз Венеции и ее символа. Лев Святого Марка с нимбом (не припомню такого!) держащий в руках книгу со словами «Pax tibi Marce, evangelista meus» («Мир тебе, Марк, мой евангелист"). Согласно легенде, именно ангел в образе крылатого льва поведал святому Марку, потерпевшему кораблекрушение в венецианской лагуне, что здесь ему и упокоиться.
Лонги (1702-1785)
Опять-таки, остановился у картины из любви к античности. Как выяснилось в последствии этот венецианец эпохи рококо предпочитал изображать жанровые сцены с современниками в красивых костюмах. Почему проявился этот полуголый грек, который умудрялся в своем учении сочетать логику точных наук и мистику с переселением душ? И что он пытается разобрать на страницах огромного фолианта, которых в его время еще и не было - не кодексы, свитки были в ходу эллинов.
Тинторетто (1519 - 1594)
1.
Евангелист Марк - покровитель Венеции. В городе вы повсюду встретите его символ - крылатого льва. Носитель благой вести для язычников язычниками и был замучен. На картине ученики Святого Марка спасают его тело от сожжения. В помощь им - чудесный ливень с градом, от которого спасаются в аркадах серые фигурки преследователей. Верблюд восхитителен.
2.
Чудо Святого Марка - посмертное деяние евангелиста. Некий раб, не спросясь хозяина, отлучился в Александрию, поклониться мощам апостола (тем самым, которые были спасены на предыдущей картине). За что хозяин и повелел его замучить. Сидит он на своем троне, готовится насладиться зрелищем, но тут вервия, скрутившие несчастного рвутся, палач демонстрирует ему сломанный молот, топорище треснувшее лежит на мостовой. Толпа в растерянности. Все персонажи смотрят вниз на казнимого. И никто, кроме пытаемого и нас, зрителей по сю сторону полотна, не видит осиянную фигуру Святого Марка, сотворившего чудо спасения верного. Как-то так.
Босх (1450-1516)
Добрались до популярного Босха.
1.
Что ни картина в галерее. то леденящая душу история. Святая Либерата ни за что не хотела выходить замуж, ибо поклялась стать "Христовой невестой". Отец же ее, португальский король-язычник уже и принца ей подыскал, и очень настаивал. Тогда взмолилась она, чтобы брак не состоялся и выросла у нее борода. На картине, если присмотреться, у девушки имеется легкий пушок на подбородке. Но известны картины и скульптуры, где борода изображена очень отчетливо, как у современных извращенцев. Разгневанный отец - он, вероятно, справа на переднем плане - велел стойкую деву казнить. Несостоявшийся жених - вероятно слева, пал без чувств. Вильгефортис молятся барышни, желающие избавиться от навязчивых воздыхателей.
2.
«Видения загробной жизни» Все очень доходчиво: райский сад (на мой взгляд несколько мрачноватый), населенный немногими избранными, свободными от греха (и поэтому все голые - ангелы с крыльями не в счет); ад, где тоже голые грешники, но вперемешку с чертями. Между ними оставшиеся две панели, возможно, сконфигурированы как промежуточные моменты восхождения или спуска, ведущие либо к Чистилищу, изображенному в виде туннеля света, где спасенные души сопровождаются ангелами, либо как своего рода скала, с которой души беспомощно падают в ад.
Бастиани (1425-1512)
Тоже не известный мне прежде живописец. Любопытство вызвало отсутствие вертепа. Богородица с Младенцем в неком подобии беседки. Иосифа Обручника с ней нет. Зато мы видим, справа налево, Святого Николая в епископском облачении, евангелиста Марка (куда же в Венеции без него) с книгой, безымянного мальчика, вероятна пастушка, и его подопечных - вола и осла; Иаков смотрит куда-то в сторону; в синем, вероятно, снова пастух, уже взрослый; и святой Евстафий Плакида, поскольку изображён в доспехах, как и подобает римскому военачальнику.
Джорджоне (1477-1510)
Этого художника знаем давно - в глубоком юношестве он тревожил меня своей "Спящей Венерой". Что касается "Грозы" (или "Бури") тут мне и сказать нечего: обнаженная женщина кормит младенца грудью под присмотром стоящего поодаль пастуха. Ломал голову, какую бы трактовку придумать - не придумал.
Пьеро делла Франческа (1420-1492)
Это одна из редких работ, подписанных Пьеро делла Франческа. Святой Иероним, одетый в тунику, подвязанную на талии поясом из колючих веток, изображен прерывающим чтение поскольку прибыл проситель - он же заказчик картины. Понятное дело, между ними добрая тысяча лет, но иконографическая традиция позволяет. С чем преданный проситель мог обратиться к блаженному Иерониму. Попросить о мудрости. Святой признанный знаток Священного писания - его перевод Ветхий Завета стал основой католической библии, Вульгаты. Потому, верно, он и написан с двумя книгами сразу.
Желающие могут здесь совершить короткое поэтическое путешествие по Венеции.
Спасибо за внимание!