46,4K подписчиков

Разобрали китайский двигатель Zongshen мотоблока «Нева»: показываем, что увидели

Предприятие «Мототехника «Нева» производит свою продукцию с 1985 года. Сегодня большая часть техники, выпускаемой под этим брендом, снабжается моторами китайской компании Zongshen. У потенциальных покупателей наверняка появятся вопросы к выбору двигателей, произведенных в Поднебесной. Все дело в «цене вопроса»? Или в надежности поставок? Ответы мы получили из первых рук.

Ассортимент продукции «Мототехника «Нева» впечатляет: только мотоблоков здесь производится семь типов. А еще есть два вида культиваторов, два мотобуксировщика, садовый трактор и большой ассортимент навесного оборудования. Даже мини-багги есть в номенклатуре завода. И вся эта механизированная армада должна радовать своих обладателей безупречной работой. Это значит, что и к двигателям малой мощности здесь должны быть особые требования, превышающие дежурное «соотношение цены и качества». Хотя и это тоже учитывается.

ТЕ, КТО С МОТОРАМИ НА «ТЫ»

В 1984 году на предприятии был разработан и запущен в производство одноцилиндровый четырехтактный двигатель ДМ-1 с воздушным охлаждением. Эти моторы также производились в Перми, Уфе и Калуге, и претензий к ним не было. Единственная проблема состояла в том, что технология производства двигателей внутреннего сгорания была основана на мелкосерийном выпуске изделий (не более 15 000 в год), а с точки зрения ценообразования соперничать с собранной на конвейерах импортной продукцией, которая в большом количестве стала поступать на российский рынок, было сложно. Выпуск ДМ-1 был закончен в 2013 году, и предприятие перешло на комплектование техники импортными силовыми агрегатами.

О том, какие требования предъявлялись к производителям двигателей, рассказал первый заместитель генерального директора «Мототехника «Нева» Андрей Кондратьев: «Мы позиционируем себя как компания, производящая качественное и надежное оборудование. При выборе любого поставщика комплектующих, особенно таких важных, как двигатели внутреннего сгорания, мы всегда руководствуемся четкими критериями. Это должна быть компания-производитель, причем с мировым именем и репутацией, не запятнанной в юридическом плане, с которой мы заключаем прямой, без всяких посредников, договор. Только так мы можем получать двигатели, которые не стыдно устанавливать на нашу технику».

Если говорить о технических параметрах, то мощность силовых агрегатов, в зависимости от техники, на которую они будут устанавливаться, должна составлять от 5 до 20 л. с., они должны иметь определенные общие габариты, диаметр выходного вала 20–25 мм, соответствующее исполнение воздушного фильтра (например, из-за неудобства эксплуатации здесь не используется масляный тип фильтра). Важны размеры глушителя и наличие искрогасителя, обязателен выключатель электрики для быстрой остановки двигателя. Не менее существенны надежная система зажигания, легкий запуск в холодное время и относительная нетребовательность к качеству топлива. Ресурс двигателя должен составлять не менее 1000 моточасов, при этом соотношение цена-качество также являлось очень важным фактором. В связи с тем, что в России отсутствовали предприятия, производящие ДВС малой мощности, пришлось обратиться к компаниям иностранным. Как уже говорилось выше, на продукцию «Мототехника «Нева» устанавливались двигатели производителей с действительно мировыми именами: Briggs & Stratton, Subaru, Yamaha, Honda…

КАК ПОБЕДИЛ ZONGSHEN

Наиболее востребованными на санкт-петербургском предприятии были двигатели из линейки Briggs & Stratton, но с недавнего времени американская компания переживает «технический дефолт», и ее новые владельцы стараются любой ценой обеспечить большую маржинальность. В результате продукция крупнейшего производителя двигателей малой мощности потеряла привлекательность того самого соотношения цены и качества. Причем и в первом, и во втором измерении. Показательно, что для санкт-петербургского предприятия необходимость выбора нового партнера по поставке двигателей никак не была связана с ужесточением антироссийских санкций и уходом с рынка американских и японских компаний — смена поставщика силовых агрегатов произошла еще в 2020 году. В список потенциальных партнеров попали китайские компании. В Поднебесной двигатели с необходимыми характеристиками производят две компании, Loncin и Zongshen, и после оценки всех «за» и «против» была выбрана продукция последней.

Все моторы Zongshen отмечены простой конструкцией и качественным исполнением.
Все моторы Zongshen отмечены простой конструкцией и качественным исполнением.

Если вернуться к критериям отбора, о которых говорил Андрей Кондратьев, то Zongshen Industrial Group является одним из самых крупных концернов в КНР, в состав которого входят полсотни компаний и два научно-технических центра. В линейке выпускаемых Zongshen двигателей существует профессиональная серия GB, для которой характерны ресурс более 1000 моточасов, легкий запуск, низкий уровень шума, они экономичны в плане потребления топлива и масла.

СЛОВА НЕ РАСХОДЯТСЯ С ДЕЛОМ

Все, что говорят о своих двигателях представители Zongshen, звучит убедительно, но, как уже говорилось, в «Мототехника «Нева» дорожат своей репутацией и времени на контроль выходящей из цехов компании продукции не жалеют. Тесты также проходят все поступающие на завод комплектующие. Тщательным проверкам подвергаются и поставляемые двигатели. Моторы разбираются, специалист замеряет размеры всех скользящих деталей, и после сборки двигатель определенное время работает на стенде. После этого снова следуют разборка и замеры. Это при том, что вся продукция Zongshen еще на производстве в Китае проходит не одну проверку.

Предприятие «Мототехника «Нева» производит свою продукцию с 1985 года. Сегодня большая часть техники, выпускаемой под этим брендом, снабжается моторами китайской компании Zongshen.-2
Все детали двигателей Zongshen изготовлены из конструкционных материалов высокого качества.
Все детали двигателей Zongshen изготовлены из конструкционных материалов высокого качества.

Что еще важно при работе с китайскими партнерами — это гибкость их работы, а значит, и возможность максимально удовлетворять пожелания заказчиков. Так, по требованию представителей «Мототехника «Нева» двигатели для них поставляются в фирменной цветовой гамме, а воздушный циклонный фильтр адаптирован к работе техники в условиях большой запыленности, и такой фильтр можно чистить. С учетом круглогодичной эксплуатации мототехники в Российской Федерации, в спецификации двигателей Zongshen для «Мототехника «Нева» используются карбюраторы с облегченным низкотемпературным запуском, а в моделях GB270 и выше применяется праймер для подкачки топлива.

Этот воздушный циклонный фильтр был разработан Zongshen по техническому заданию «Мототехника «Нева».
Этот воздушный циклонный фильтр был разработан Zongshen по техническому заданию «Мототехника «Нева».

Поскольку с двигателями Zongshen на предприятии работают всего четвертый год, о статистике отказов говорить рано (к слову, обращений по поводу поломки моторов по вине производителя пока вообще не было), но преимущество китайских агрегатов уже отмечено: в сравнении с продукцией Briggs & Stratton они и работают тише, и вибрация у них меньше. При этом не уступают «американцам» по эффективности и надежности, а постоянные контакты производителей малой сельхозтехники с изготовителями двигателей позволяют адаптировать силовые агрегаты под особенности локальных условий эксплуатации.

Для облегчения запуска двигателя карбюратор модели GB270S снабжен праймером.
Для облегчения запуска двигателя карбюратор модели GB270S снабжен праймером.

ЧИТАЙТЕ ИНСТРУКЦИЮ

В продукции «Мототехника «Нева» используются несколько моделей двигателей Zongshen, которые отличаются объемом цилиндра и мощностью. GB200 и GB210 мощностью 6,5 и 6,8 л. с. устанавливаются на мотокультиваторы, GB225, GB270 и GB390 мощностью 7,5, 9 и 13 л. с. соответственно используются на мотоблоках, 15‑сильный GB420 ставится на мини-трактор, а самый мощный GB460 — на мотобуксировщики.

Понятно, что и для «бытовой» сельхозтехники, и для профессиональных устройств помимо соответствия заявленным техническим характеристикам важна надежность. На вопрос, как продлить жизнь агрегатам, технические специалисты «Мототехника «Нева» отвечают коротко: «Четко следовать рекомендациям инструкции по эксплуатации». Требования, обеспечивающие безотказную работу оборудования, несложные: регулярно чистить фильтр, использовать рекомендованное изготовителем двигателя масло (в инструкции по эксплуатации есть табличка, позволяющая подобрать масло, исходя из температурных условий региона) и своевременно производить его замену, не использовать топливо «из старых запасов», дабы избежать засорения топливной системы. Практически все работы владелец техники может проводить самостоятельно, но и техническое обслуживание у «официалов» недорогое. Важно и то, что все двигатели Zongshen обладают высоким уровнем ремонтопригодности. Это касается и удобства работы с моторами, и отсутствия проблем с запасными частями.

Что еще почитать:

Как делают мотоблоки «Нева»: сходил на производство и посмотрел все своими глазами