Найти в Дзене

27 тысяч изобретений и 112 тысяч брендов: итоги Роспатента в 2022 году

Оглавление

Ежегодно Роспатент публикует отчеты о своей деятельности, по которым можно отследить основные тенденции в развитии интеллектуальной собственности в России. В минувшем 2022 году увеличилось количество зарегистрированного программного обеспечения и товарных знаков, а вот изобретений стало меньше. В этой статье мы расскажем о динамике таких изменений и с чем это связано.

Изобретения и полезные модели

Изобретательские продукты и технологии – сейчас один из главных элементов развития инновационной экономики в любой стране. Россия и в 2021 году не входила в десятку наиболее развитых государств, показывающих активную изобретательскую деятельность. А санкционное давление в 2022 году оказало еще большее негативное влияние на динамику создания интеллектуальной собственности.

Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com

Так, по статистике Роспатента, в прошлом году подано 27 тысяч заявок на изобретения и 8,5 тысяч заявок на полезные модели (это в основном небольшие конструктивные улучшения). Данный показатель на 3% и 7% меньше по сравнению с 2021 годом соответственно. Ожидаемо уменьшилось количество заявок от иностранных компаний – на 30% по сравнению с 2021 г., так как в условиях санкций Россия теряет инвестиционную привлекательность.

Сдерживающими факторами для инновационной деятельности стали также неопределенность экономической ситуации, снижение потребительского спроса на продукцию и недостаток финансовых средств.

Однако в некоторых видах изобретательства наблюдается стабильный рост по заявкам на регистрацию: это хирургия и инструментальная диагностика, летательные аппараты, строительство и переработка железа.

Наибольшую активность проявляют высшие учебные заведения (32% заявителей) и компании (27,6%). По количеству поданных заявок традиционно лидируют Москва и Московская область.

Российское патентное ведомство с каждым годом старается сокращать сроки рассмотрения заявок на изобретения. В 2022 году на государственную экспертизу в среднем уходило 4 месяца, что на 80% быстрее, чем в Японии, США, Китае и ЕС.

Товарные знаки

Зато по количеству заявок на регистрацию товарных знаков наблюдается стабильный рост:

  • в 2020 году их было подано 93,9 тысяч;
  • в 2021 г. – 107 тысяч;
  • в 2022 г. – 112 тысяч (прирост 4,7% к 2021 году).

На долю иностранных заявителей в 2022 г. приходится 22 тысячи заявок, или 19,6%.

С серьезным вызовом российские предприниматели столкнулись еще в 2020 г. во время пандемии. Ограничительные мероприятия повлияли на снижение предпринимательской активности. Затем нарушилась логистика из-за западных санкций. Такие крупнейшие операторы контейнерных перевозок, как датская компания Maersk, французский перевозчик CGA CGM, частная судоходная компания Mediterranean Shipping Company и другие прекратили перевозить российские грузы.

К концу 2022 г. российским предпринимателям удалось наладить поставки сырья из Китая, Турции, Индии и Ирана. На Китай приходится около 40% общего объема поставок, что на 33% больше по сравнению с предыдущим годом. 13% предпринимателей смогли восстановить поставки за счет расширения взаимодействия внутри страны.

Однако сейчас бизнес постепенно приспосабливается к новым условиям, предприниматели используют новые стратегии поведения на рынке. Многие рассматривают сложившуюся ситуацию как возможность для развития и открытия нового дела.

На конец декабря 2022 г. в Едином реестре субъектов МСП насчитывалось почти 6 млн. малых предприятий и более половины из них – это индивидуальные предприниматели. Однако в целом сектор МСП в России еще остается недостаточно развитым. Например, в Китае доля МСП в валовом внутреннем продукте составляет 60%, в то время как в России – 20%.

Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com

По количеству регистраций по-прежнему лидируют товарные знаки в сфере производства продуктов питания и одежды. Одновременно увеличилось количество брендов в области программного обеспечения и электроники, что связано с политикой импортозамещения. Также растет количество договоров по передаче прав на товарные знаки (лицензионные договоры и франшизы).

В июне 2023 года ожидаются изменения в гражданском законодательстве РФ: теперь товарные знаки смогут регистрировать не только юридические лица (организации) и индивидуальные предприниматели, но и самозанятые, которых насчитывается уже 6 млн.

Для развития предпринимательства разработан и внедряется целый комплекс мер государственной поддержки: субсидии для малоимущих для старта бизнеса (социальный контракт), гранты, льготные кредиты. Самым масштабным проектом является национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который будет действовать до 2024 г. Существуют также различные региональные меры поддержки.

Региональные бренды

Некоторые бренды могут получить специальную правовую охрану – как географические указания и наименования мест происхождения товаров. Такую охрану предоставляют только той продукции, которая производится в определенном регионе и тесно связана с его уникальными природными или культурными особенностями. Это так называемые региональные бренды.

Источник: unsplash.com
Источник: unsplash.com

Их регистрация проводится реже, так как необходимо предоставить большой пакет документов и доказать уникальные свойства продукции. В России их насчитывается около 300. В 2022 году были зарегистрированы 27 таких брендов, среди которых: Вологодский иван-чай, Семикаракорская керамика, сыр Угличский, Хлудневская глиняная игрушка, Мордовский мореный дуб.

Региональные бренды служат визитной карточкой региона и способствуют развитию туризма, закрепляют право на изготовление традиционных местных товаров только за производителями данного региона.

В настоящий момент Роспатент завершает присоединение к международной Лиссабонской системе регистрации региональных брендов, что позволит получить юридическую защиту сразу в 70 странах по одной заявке.

Промышленные образцы

Другим видом интеллектуальной собственности, который показывает отрицательную динамику по количеству разработок в 2022 г., являются промышленные образцы. Патент на промышленный образец защищает дизайн товара или упаковки от копирования. Причем правовую защиту могут получить как эргономические характеристики, так и художественное решение.

Примеры промышленных образцов, запатентованных в 2022 году
Примеры промышленных образцов, запатентованных в 2022 году

В 2022 году в Роспатент было подано 6,9 тысяч заявок на регистрацию промышленного дизайна, что на 12% меньше по сравнению с 2021 г. 38% заявителей – это иностранные компании, которые стремятся защитить права на свои разработки на территории России.

Программное обеспечение

Цифровые преобразования в России активизировались в 2017 году, когда была принята «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и программа «Цифровая экономика РФ». Толчком для принятия этих нормативных актов также послужила политика импортозамещения в области программного обеспечения: поставлена задача снизить зависимость госструктур от программ, управляемых из-за рубежа.

Эта программа и государственная поддержка в виде 0% налога на НДС для IT-компаний, аккредитованных в Минкомсвязи, стали стимулом для более активной деятельности российских разработчиков.

В 2022 году Роспатент зафиксировал рост количества заявок на регистрацию программного обеспечения. Подано 29,8 тысяч заявок, что составляет +20% по сравнению с показателями 2021 года. В общей структуре среди заявителей лидируют коммерческие компании и физические лица (15 тысяч заявок). Всего же в государственных реестрах зарегистрировано более 270 тысяч программ, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Наибольший охват цифровизации достигнут в таких сферах, как банковские услуги, розничная торговля (развитие онлайн-площадок для розничной торговли), телекоммуникации и медиа. Повышается роль цифровых каналов для показа рекламы, а значимость телевидения, наоборот, снижается.

Одним из трендов цифровизации в России стала платформенная бизнес-модель. Многие компании создают такие бизнес-модели, объединяющие несколько сервисов в едином цифровом пространстве под системой управления большим объемом данных. Например, компания Яндекс, основным продуктом которой раньше была только одноименная поисковая система, теперь превратился в масштабную экосистему.

В промышленном секторе цифровые технологии внедряются медленнее, что связано в первую очередь с неповоротливостью крупных компаний и значительным сроком, который необходим для обкатки новых технологий. Однако и эти предприятия следуют общей тенденции, среди внедряемых технологий можно отметить:

  • самоуправляемые тягачи КАМАЗ, для которых сейчас разрабатывается специальная цифровая трасса между Москвой и Санкт-Петербургом;
  • датчики, сообщающие о поломках и система спутникового мониторинга ЛУКОЙЛ;
  • аддитивные технологии (3D-сканирование и печать), применяемые в НПО «Энергомаш», на Тушинском машиностроительном заводе, в НПК «Объединенная Вагонная Компания» и на других предприятиях.

Рассказываем про интеллектуальные права, кратко освещаем важные новости для бизнеса и делимся результатами своей работы. Подписывайтесь на наш канал в Telegram!

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Как самостоятельно зарегистрировать свой бренд: пошаговое руководство

Как запатентовать идею в Роспатент

Что такое интеллектуальная собственность и интеллектуальные права

Авторские права на программное обеспечение и базы данных