Вышедший в прокат накануне новогодних праздников российский фильм «Чебурашка» (режиссер – Дмитрий Дьяченко) за три дня окупил свой бюджет в 850 млн руб. Кассовый успех этой ленты стал свидетельством небывалого отклика зрителей и интереса к новой работе отечественных кинематографистов. Кинокритики, кажется, до сих пор не пришли к единому мнению о причинах популярности фильма в жанре фэнтези для семейного просмотра. Тем временем, экранная инкарнация придуманного ещё в прошлом веке советским детским писателем Эдуардом Успенским обаятельного ушастого существа стала новой «точкой сборки» российского общества.
Чебурашка и «духовные скрепы»
Казалось бы, что в этом фильме особенного? Жанром фэнтези на киноэкране сейчас никого не удивишь, формой стимпанка со стилизацией под эпоху раннего капитализма с её характерным антуражем и резкими социальными контрастами – тоже. Наконец, конфликт между героями – «человеком из народа» и представителем элиты явно позаимствован из фильма Тима Бёртона «Чарли и шоколадная фабрика», даже главный антигерой «Чебурашки», осовремененная Старуха Шапокляк по имени Римма – преуспевающая хозяйка кондитерского бизнеса. Правда, финал отличается в корне: у Бёртона «шоколадный король» Вилли Вонка записывает мальчика Чарли и всю его очень бедную семью в своё «буржуинство», а в «Чебурашке» Римма (роль исполняет Елена Яковлева) сама прибегает к Гене (играет Сергей Гармаш) и умоляет принять её в круг его друзей. В круг, собравшийся не для того, чтобы извлекать прибыль, и не потому, что это выгодно. Они вместе из-за чего-то, что дороже денег... Конечно же, Шапокляк простили и приняли. То есть, фильм заканчивается по-русски; показывает, что устремления наших киногероев отличаются от западных. Было ли это задумано авторами – неизвестно. Но получилось кино про наши ценности и нашу уникальность. Короче, про нас с вами.
Очень своевременное кино
Почему-то фильм оказался очень актуальным. Казалось бы, там нет ни малейшего намёка ни на Специальную военную операцию, ни на противостояние с коллективным Западом, даже снимали его не в Крыму, а на Кавказе. Тем не менее, на Украине новую киноленту моментально запретили, а рунет запестрел картинками с Чебурашкой в военной форме и с буквой «Z».
Не потому ли этот ушастик моментально стал «нашим», что, свалившись буквально с неба, разнес устоявшийся в приморском городке постсоветский уклад и помог героям стряхнуть с себя морок, в котором они пребывали последние 30-40 лет? Так и СВО разбудило общество, запустило в нем перемены, недаром российский обществовед и историк Андрей Фурсов отметил, что 24 февраля прошлого года в России закончились «длинные девяностые»…
Если провести параллель между киносюжетом и процессами в российском обществе, то нетрудно найти ту силу, которая выступает в роли «Чебурашки», то есть действует вне системы, но – по зову сердца. Напомню, в конце прошлого лета часть нашего официоза и близкие к власти политологи были встревожены перспективами возникновения «партии военкоров»: в стране откуда ни возьмись появилась довольно большая группа очень разных людей, которые без всяких правил и указаний сверху стали писать и говорить о проблемах, связанных с СВО. Они выражают то, что думает большинство, они убеждены в своей правоте и неравнодушны. Наконец, их объединяет общая цель – победа России. И это не моя попытка притянуть военкоров за уши, ведь история о Чебурашке и её друзьях – и старая, рассказанная советским детям Эдуардом Успенским, и новая, киношная – это история про то, как люди, которые, в принципе, могли делать хорошие дела, собрались и начали их делать. Причем инструкции, постановления и начальники для этого им не нужны.
Рожденным в СССР
Конечно, для старшего поколения фильм стал поводом для ностальгии по советским временам. Дело не только в использовании привычных мемов из советского кино, типа «тёпленькая пошла», пионерских анекдотов: «Убери этого с руля…», бытовых сцен из 80-х годов прошлого столетия, и подачи киноматериала в привычной для советского зрителя форме фильма-сказки. В «Чебурашке» подчеркнут контраст между советским человеком и россиянином «до СВО», тем самым «квалифицированным потребителем». Советскому человеку хотелось «большого полёта» и для страны, и для общества, и для себя. Так самым драматичным эпизодом стал последний полёт на дельтаплане Любы – жены Гены. Эти кадры словно взяты с обложки советского журнала «Техника молодежи» года, эдак, 1986-го. А ведь это символично. Тогда, на рубеже 80-90-х, прервали полёт для всей страны. И мало ли среди зрителей таких же людей, как Гена, которые тогда не вписались в рынок, запутались в жизни и потерялись на изломе эпохи?
А что же «россиянин до СВО»? Жизнь этого самого «россиянина» удалась, если он получил должность директора по развитию или какого-нибудь CMO на шоколадной фабрике у Старухи Шапокляк. Сильные стороны – высокая зарплата, слабые – потогонная система; риски, что собственник будет вытирать об тебя ноги, конечно, высокие, но зато есть и новые возможности – вдруг удастся бюджетик освоить... Этот типаж в фильме тоже показан. Показано и отношение к нему в обществе. Ну, не по пути нам с холуями. Размежевание с ними началось тоже с 24 февраля.
Взрослым о детях
Если с бывшими «настоящими советскими людьми» и «эффективными менеджерами» всё понятно, то что же с современными детьми? В конце концов, это же киносказка… Гриша, внук Гены – не разговаривает. Кстати, поднять бы статистику по задержкам речевого развития у современных детей; а молчание Гриши вообще достойно притчи. Ему и разговаривать-то не с кем, рядом только отец с матерью, которые вкалывают до посинения, дед-«потеряшка», да какие-то жлобы, норовящие отжать бизнес у родителей.
Мальчик заговорил после того, как забавное существо, ставшее его другом, помогло всем близким Гриши снова стать «настоящими», избавиться от наваждения эпохи «до Чебурашки» и раскрыть в себе самое лучшее. Не этого ли ждут от нас дети? И не об этом ли фильм, который вышел на экраны в уникальный момент, когда у нас появился шанс вновь обрести себя? Чебурашка нам в этом поможет.