Недавно режиссёр Валерия Гай Германика выставила странный пост-рассуждение в соцсетях об «абьюзивном требовании уважения и навязывания цифрового этикета».
Меня покоробило то, как она называет мастера маникюра. Цитата про положение на социальной лестнице вообще за гранью. Я думаю, что именно по этой причине возникло столько негатива в адрес режиссёра скандально известного сериала «Школа».
Но одного я не поняла: зачем мастер маникюра начала учить взрослую женщину, как той следует общаться в переписке? Кому она хотела что-то доказать, уколов едкой фразой «вообще-то здороваться надо»?
Это тоже невежливо.
Пассивно-агрессивно, говоря языком современной психологии.
Культура в цифре
Нормы цифрового этикета до сих пор плавающие. В обычной жизни мы заходим в помещение и здороваемся. Но вот с перепиской иногда возникают трудности взаимопонимания.
Однажды я тоже попала в подобную неловкую ситуацию. Прошлым летом я была на форуме «Таврида».
В рамках мероприятия предусмотрено посещение лекций и семинаров, где писатели разбирают тексты друг друга.
По понятным причинам, в 2022 году всё происходило очень сумбурно. Возникали накладки. Многие эксперты не приехали в Крым из-за сложной логистики. Полагаю, организаторам пришлось понервничать.
До заезда на форум было создано два чата.
Один – писательский, второй – групповой (по организационно-бытовым вопросам). В обоих чатах я заочно познакомилась с участниками и поздоровалась.
Потом приехала на форум. По расписанию первый семинар должен был состояться утром следующего дня.
По расписанию начало семинара в 10.00. На часах – 10.02. В чате никто ничего не пишет. Я, не желая опаздывать, спрашиваю что-то вроде «где мы?»
А далее происходит феерия.
В чате появляется руководитель программы и с пафосом начинает меня отчитывать на тему того, что «нужно здороваться и соблюдать субординацию»(наверное, ей просто понравилось это слово, поэтому она приплела его ни к месту).
Короче, выяснилось, что семинар перенесли на вечер, потому что эксперты не успели приехать вовремя.
Предупредить участников забыли.
И не нашли ничего лучше, чем применить стратегию «лучшая защита – нападение».
Я всё равно извинилась. Объяснила, что меня, возможно, неправильно поняли.
Я не писала дежурное «доброе утро», потому что думала, что вот-вот состоится встреча, куда я приду через пять минут и поздороваюсь лично.
Также я привела в пример другой форумный чат, где люди коротко и по делу обмениваются информацией. Никому и в голову не приходит оскорбиться на отсутствие постоянного «добрый день».
Да и зачем этот словесный мусор в чатах?
Представьте, что за сутки в чате появляется более 1000 сообщений и все они начинаются с приветствия. Зачем? Мы с вами по сути продолжаем один и тот же диалог!
Мы не прощались – для чего здороваться снова?
Меня в этой ситуации поразило, что человек считает себя в праве поучить цифровому этикету других.
Не продемонстрировать как надо своим примером, написав, «всем добрый день!», а высокомерно поучать.
По-настоящему воспитанный человек не стал бы так агрессивно реагировать и навязать своё личный стиль ведения переписок.
При этом к себе они требований не предъявляли.
Как минимум два мастера и один руководитель программы заранее знали, что утренний семинар не состоится, однако никто из них не посчитал нужным написать короткое сообщение о его переносе.
А участники? Да плевать на участников.
Пусть переживают, бегают по открытой площадке в жару, ищут место проведения – ой, подумаешь.
Их проблемы. Сами должны интересоваться. С достаточным количеством расшаркиваний, разумеется.
Где ваше воспитание? – спросите вы у меня.
Где ваш профессионализм? – спрошу у вас я.
О правилах хорошего тона
Помню, как в школе у нас были дежурства. Пятые-восьмые классы по очереди стояли у входных дверей и требовательно проверяли сменную обувь. Особенно рьяные учили других правилам хорошего тона.
Снимай шапку, г0внюк! – и срывали головной убор.
Особенно доставалось больному лысому мальчишке. У него постоянно требовали снять шапку. Одних он бил – тех, кто говорил ему «слышь, плешивый, снимай шапку!», с другими ругался. Под конец, пройдя через весь коридор ретивых «воспиталок», у пацана на глазах были слёзы.
С меня тоже как-то стащили шапку.
Я была фраппирована и постаралась деликатно донести до сударя, как велико его заблуждение.
Примерно так:
«Совсем в глаза долбишься, чм0шник тупорылый?
Не видишь, я ДАМА.
А дамы в помещении головные уборы не снимают. Это основы этикета! Усёк, козёл вонючий, или стрелу набиваешь?»
Больше тема этикета в школьных кругах не поднималась.
Это норма?
Здороваться, благодарить, снимать головной убор или обувь в помещении, уступать место в общественном транспорте – это рекомендации, не более.
Нет закона, требующего от человека выполнения этих норм.
Вот едет крикливая бабка в общественном транспорте и требует, чтобы наглая молодёжь уступила ей место.
А она не наглая?
Она хорошо воспитанная?
Она подаёт достойный пример подрастающему поколению?
По-моему, такое же хамло трамвайное. Только старое.
По-настоящему воспитанный человек тихо и вежливо попросил бы уступить место (!), а если бы вдруг получил отказ, то промолчал бы ответ. Воспитанному человеку проще пострадать болью в суставах, чем устроить безобразную истерику на весь салон.
Многократно проверено лично.
(Инвалидом детства с нарушением опорно-двигательного аппарата, которого не раз шпыняли за отказ уступить место древней немощной старухе лет пятидесяти).
Да, сюрприз-сюрприз: молодёжь тоже бывает больной.
Считаете, что кого-то плохо воспитали?
Это не ваша печаль. Следите за собой. И за своими маленькими детьми. За взрослыми уже не стоит. Бесполезно.
Вы имеете право не общаться с тем, кто пренебрегает этими нормами, а при необходимости – зеркалить поведение (например, не здороваться в ответ).
Но вот навязывать свои представления о правильном – это как-то неправильно.