Три народа – три страны. Учитывая европейские реалии, в такой ситуации люди никак не должны понимать друг друга – даже если это представители близких по происхождению этносов. Судите сами: ни народы латинской группы (итальянцы, испанцы, французы), ни германцы (немцы, англичане, шведы), ни славяне (русские, чехи, хорваты) не понимают языки своих визави, хотя являются их близкими родственниками.
Но на востоке совсем иная ситуация, которая определяется историей, религией и политической ситуацией в каждой из стран. Давайте расскажем об этом подробнее.
Начнем с наиболее распространенного языка – фарси. Персидский имеет очень долгую историю, и его формирование началось более двух тысяч лет назад во времена могущественной империи Ахеменидов. Однако, долгое время он был, преимущественно, средством общения только для самих иранцев. На западе и востоке персидской державы люди говорили на собственных языках. Чтобы стать таким, какой он есть, фарси прошел несколько важных этапов. Выделяют древнеперсидский, среднеперсидский и новоперсидский языки. Последний, впрочем, появился еще в 10-м веке.
Таджики очень долго не жили в едином государстве, а потому их язык распадается на большое количество диалектов. Литературный таджикский, который используется в Республике Таджикистан, был разработан в 1920-е годы в советское время на основе северных (ферганских) говоров, поскольку в то время большое значение имел город Худжанд (Ленинабад).
В Афганистане таджикский называется дари, и от своего собрата он отличается большим количеством арабских слов. Ну и использует не кириллицу, а арабскую графику. Он является единственным средством международного общения в этой стране, а потому на нем говорят и пуштуны.
Пуштунский язык – он особенный. Несмотря на то, что именно этот народ является первым по численности в Афганистане, что именно он там политически преобладает, на языке пушту (пашто) говорят только его изначальные носители пуштуны, дети гор. В 1930-х годах, вскоре после получения независимости, его пытались продвигать в качестве интернационального средства общения, но эта затея оказалась безуспешной.
Теперь давайте расскажем о взаимопонимании трех народов. Для этого нужна короткая историческая справка. До исламского завоевания 7-8-х столетий таджикского этноса не существовало. Вместо него в Средней Азии жило несколько восточно-иранских народов, крупнейшими из которых были бактрийцы, хорезмийцы и согдийцы. Они говорили на собственных языках, носители которых не понимали фарси.
Но затем ситуация изменилась. Мусульманские армии состояли, в основном, из персов, которые не так давно приняли ислам. Поэтому средством проповеди новой религии стал стандартный фарси. И на нем же стал говорить новый народ – таджики, который возник из смешения всех остальных этнических групп региона.
Впоследствии на востоке существовало немало империй. Центр некоторых из них располагался в Иране, а у других – в Средней Азии. Поэтому между востоком и западом существовала культурная связь. Так или иначе, это привело к тому, что таджики говорят именно на персидском. И в настоящее время они легко поймут жителей Ирана, особенно, если беседуют о повседневных вещах. То же самое касается и афганской версии таджикского (фактически, персидского) – дари.
В отличие от фарси, пуштунский язык относится к восточно-иранской группе, как древние языки Средней Азии – согдийский, бактрийский и так далее. Их разделение произошло в глубокой древности – более 3-х тысяч лет назад. Поэтому пушту и фарси ничуть не взаимопонятны, хотя, все пуштуны знают дари, а потому поймут и иранцев, и таджиков из Таджикистана.