Найти в Дзене
Книжная башня

Триумфы и трагедии за роскошным фасадом

Что вы представляете себе, когда слышите названия "Гуччи", "Прада", "Армани", "Луи Виттон"? Наверняка - модные показы в мировых столицах, сияющие бутики, глянцевые журналы, подиумы, именитых дизайнеров и запредельные цены в ГУМе. Ладно, пусть некоторых брендов сегодня не сыщется и в ГУМе, это не отменяет того факта, что самая первая ассоциация с этими названиями - роскошь, эксклюзив, высокая мода и ещё что-то на богатом. Однако всё это - всего лишь зеркальная неподвижная поверхность, отражающая вспышки фотокамер. Если заглянуть за ослепляющую модным глянцем дверь, можно увидеть тёмные глубины, полные корпоративных войн, семейных драм и - даже преступлений. И где-то в этой изнаночной тьме - фигуры основателей компаний, банкиров, юристов, модельеров - всех, кто превращал маленькие семейные артели в транснациональные холдинги. Для обычных людей эти фигуры мутны и расплывчаты; они скрыты за сумками, туфлями, одеждой и парфюмерией; это разноцветное барахло - их лицо. Заркальная дверь запер

Что вы представляете себе, когда слышите названия "Гуччи", "Прада", "Армани", "Луи Виттон"? Наверняка - модные показы в мировых столицах, сияющие бутики, глянцевые журналы, подиумы, именитых дизайнеров и запредельные цены в ГУМе. Ладно, пусть некоторых брендов сегодня не сыщется и в ГУМе, это не отменяет того факта, что самая первая ассоциация с этими названиями - роскошь, эксклюзив, высокая мода и ещё что-то на богатом. Однако всё это - всего лишь зеркальная неподвижная поверхность, отражающая вспышки фотокамер. Если заглянуть за ослепляющую модным глянцем дверь, можно увидеть тёмные глубины, полные корпоративных войн, семейных драм и - даже преступлений. И где-то в этой изнаночной тьме - фигуры основателей компаний, банкиров, юристов, модельеров - всех, кто превращал маленькие семейные артели в транснациональные холдинги. Для обычных людей эти фигуры мутны и расплывчаты; они скрыты за сумками, туфлями, одеждой и парфюмерией; это разноцветное барахло - их лицо.

Заркальная дверь заперта надёжно. Неясные фигуры очень далеко. Но иногда любопытному человеку попадает в руки фонарик, и тогда в беспощадном луче становятся видны отдельные сцены модного закулисья. Сара Гэй Форден и её "Дом Gucci" - человек с фонариком, и сегодня мы с вами посмотрим, что же там, внутри этого модного дома.

Коллекция автора
Коллекция автора

Итак, "Дом Gucci" - не художественный роман, это нон-фикшн. Автор рассказывает историю компании Gucci с 1921 года до 2002 года, а внутри этого глобального сюжета - истории о личностях: о самой семье Гуччи, о семье Реджани, о работниках компании, об американцах из "Инвесткорп" и даже о дизайнерах.

Немного расскажу о структуре книги. Речь будет и о людях, и о бизнесе. Писательница ведёт повествование кусочками - от одного ключевого события до другого, и при этом дробит ещё рассказ на действующих лиц. То есть, допустим, есть глава про Альдо Гуччи, как он начал открывать развивать семейный бизнес в Америке; следующая глава будет касаться этого же времени, но будет уже про то, чем в это время занимался брат Альдо Родольфо в Италии. И так далее, глава за главой - параллели во времени, но разные персонажи. Иногда при чтении это путает, сложно соотнести год и события. Но где-то к середине книги я уже привыкла к подобному стилю (а может, меня спасали стикеры).

Зная, что есть одноимённый фильм, и зная, о чём он, я ждала от книги примерно того же: что в центре сюжета будет убийство Маурицио Гуччи и судебный процесс над Патрицией Реджани. Само по себе событие крайне драматичное, но всё-таки книга не заявлялась как "тру крайм". Однако Сара Гэй Форден приятно удивила: да, трагедии Маурицио и его жены уделено достаточно глав, но бОльшая часть "Дома Gucci" - всё же о бизнесе. И, дорогие читатели, это самая захватывающая часть. Автор досконально разобралась в устройстве компании, в том, какова структура управления и производства, как происходит торговля предметами роскоши, как работают инвестфонды и биржи, как происходят поглощения и слияния. Интересный парадокс: практически все семьи-основатели модных домов в итоге потеряли свои компании, оставив им только свои имена. Как только они добивались успеха, открывали дочерние компании в разных странах, превращали семейные предприятия в большие производства - им требовалось всё больше и больше денег. Они становились крупными рыбами в бизнес-океане и вот тут-то и попадались на глаза настоящим акулам - американским инвестиционным банкирам. Чтобы наращивать производственные темпы, держать марку качества, продавать больше и привлекать новых клиентов, требовались деньги со стороны. В случае с Гуччи грамотно использовать средства самой компании мешали внутрисемейные распри, которые тоже неизбежны при укрупнении и усложнении чисто семейного дела. Пока Альдо, Родольфо и Паоло тянули "Гуччи" в разные стороны, как в известной басне про лебедя, рака и щуку, пока пытались реализовать свои личные амбиции и их сыновья - бизнес стопорился. Деньги утекали на судебные тяжбы, разбирательства с налоговыми службами и на безудержную тягу самих Гуччи к роскошной жизни. И когда перед внуком основателя компании Маурицио замаячило банкротство - тогда он обратился к американскому инвестиционному фонду "Инвесткорп".

Это был необходимый шаг, да - чтобы вернуть своему модному дому культовый статус. Но одновременно этот же шаг стал первым на пути к отчуждению "Гуччи" от Гуччи. Для меня история того, как "Инвесткорп" постепенно захватил компанию целиком - самая драматичная часть книги. Поскольку изначально фонд получил половину акций "Гуччи", он смог сформировать своё правление и начать напрямую влиять на концепции, производство, найм команды под проекты, по сути - вмешиваться во всё. И здорово давить на Маурицио, когда его новые идеи не приносили мгновенной прибыли. Маурицио, который всю свою сознательную жизнь вёл борьбу - сначала с собственным отцом за право на личную жизнь, потом с двоюродными братьями и дядьями за то, чтобы занять в компании подобающее место и воплощать в жизнь своё видение, после с женой за то, чтобы оставаться собой (и со своими деньгами) - снова включился в противоборство. Инвестфонд, призванный ради спасения "Гуччи", теперь разделил семью и бизнес, и превратился в злейшего врага Маурицио. Что только не шло в ход в этой войне: судебные иски, стравливание дочерней компании "Гуччи Америка" с материнской во Флоренции, запрет на отгрузку товаров, переманивание сотрудников на сторону "Инвесткорп", отзыв лицензий и так далее, далее, далее. И в итоге Маурицио сдался: осенью 1993 года он продал свою долю в компании "Инвесткорпу" за 120 миллионов долларов.

Однако долгая роскошная жизнь на эти деньги Маурицио была не суждена: в марте 1995 года он был застрелен киллером около своего офиса в Милане. В 1998 году за организацию убийства была осуждена бывшая жена Маурицио, Патриция Реджани. Эпоха Гуччи в "Гуччи" окончательно отошла в прошлое.

Казалось бы, точка, финальный аккорд. Но... нет, вся жизнь - борьба, и жизни огромных корпораций это тоже касается. Хотя "Инвесткорп" и установил полный контроль над всей компанией "Гуччи", Том Форд выводил на подиумы моделей в своих знаменитых коллекциях, разработаных для этого модного дома, в "Гуччи" щеголяли голливудские звёзды, политики и бизнесмены, конца борьбе видно не было. Наступила эпоха слияний, поглощений и образований огромных конгломератов. На "Гуччи" положил глаз огромный холдинг "LVMH" - Moët Hennessy — Louis Vuitton. Этот французский транснациональный гигант объединял в себе много известных брендов, производителей и продавцов предметов роскоши. И чтобы спастись от агрессивного поглощения - в таком же духе, в каком сам "Инвесткорп" совсем недавно оттяпал компанию у Маурицио Гуччи - снова понадобилось найти третью силу, "белого рыцаря", который смог бы дать альтернативное предложение. И такой силой стал французский конгломерат Kering, которому "Gucci" принадлежит и поныне.

"Дом Gucci" - это очень качественная бизнес-история. Для меня даже личности основателей отошли в тень по сравнению с шикарными описаниями корпоративных битв. За блеском и гламуром - цифры, акции, жёсткость, а порой и жесткость, и огромные, огромные деньги. И люди, которые хотят присвоить их себе. Ну или поделить, когда присвоить не получается. Сражения, в которых генералы - главы холдингов, войска - директора, банкиры и корпоративные юристы, поле битвы - суды и биржи, цель - прибыль, а жертвы - те, кто когда-то эти компании основал - самое главное достоинство этой книги. Невероятно захватывающе и эмоционально.

Фонарик у Сары Гэй Форден оказался мощным. Да, видно не всё, но даже и одни очертания поражают воображение.

#рецензиянакнигу #обзоркниги #отнины #домгуччи #высокаямода #бизнесикорпорации