Найти тему
Сториз от Nikitozzy

Объятый пламенем. Катастрофа самого быстрого пассажирского самолета в мире.

Оглавление

25 июля 2000 года при взлете загорается и терпит крушение самый совершенный, самый быстрый, самый безопасный и, наверное, самый красивый самолет в мире "Конкорд". Что же случилось? Вы будете в шоке, узнав, что же произошло.

Прекрасный июльский день. Аэропорт имени Шарля-де-Голля, Париж, Франция. От здания аэропорта в сторону ВПП направляется красавец "Конкорд". Сегодня ему предстоит рейс через Атлантику в Нью-Йорк. И если у обычного лайнера такой путь занимает не менее 7 часов, то "Конкорду" требуется почти в два раза меньше времени. Но почему?

"Конкорд" компании British Airways
"Конкорд" компании British Airways

Дело в том, что "Конкорд" был первым сверхзвуковым авиалайнером, который использовался в гражданской авиации. Скорость, которую самолет мог достичь в полете почти в 2,5 раза превышала скорость обычных реактивных лайнеров: "Конкорд" мог летать на скорости до 2500 км/ч против 800-900 км/ч. Основным недостатком, конечно же, был невероятно большой расход топлива. "Конкорд" его просто пожирал тоннами. Самолет был оснащен 17-ю топливными баками общей ёмкостью 120 тысяч литров, которые располагались в кессонах крыла и в нижней части фюзеляжа. Этого объема едва хватало максимум на 6500 км полета: как раз примерно столько предстояло пролететь от Парижа до Нью-Йорка. Естественно, билеты на такой самолет стоили недешево: тысячи и десятки тысяч долларов за рейс. Наши люди, так сказать, "Конкордами" в булочную не летали.

"Конкорд" был самолетом класса Люкс
"Конкорд" был самолетом класса Люкс

Если вам нравятся мои статьи, то я буду рад подписке, лайку и комментарию. Это поможет писать и публиковать материалы дальше. А еще на моем канале есть видеоверсии историй и многое другое и не только про авиакатастрофы! :)

"Конкорд" компании Air France стоит на ВПП и ждет команду диспетчера для начала разгона. В кабине элита авиации. Командир "Конкорда" пилот-ветеран — 53-летний Кристиан Марти имел налет 13 477 часов (5495 из них в качестве командира), 317 из них на "Конкорде" (284 из них в качестве командира). Сложно представить более опытного пилота.

Командир "Конкорда" Кристиан Марти
Командир "Конкорда" Кристиан Марти

Наконец диспетчер дает разрешение на взлет и с громким ревом ("Конкорд" был очень громким) лайнер начинает разбег по ВПП. Второй пилот 50-летний Жан Марко сообщает капитану, что самолет достиг скорости принятия решения. Это означает, что взлет уже невозможно отменить и прервать. Самолет еще находится на земле, набрав к тому моменту более 300 км/ч, когда резко происходит громкий хлопок и лайнер резко тянет влево.

Капитан Марти знает: взлет отменить уже нельзя, что бы ни произошло. Он принимает решение взлетать - запаса полосы уже не хватит, чтобы безопасно прервать взлет. Капитан тянет штурвал на себя и "Конкорд" отрывается от земли. Он еще не знает, что лайнер объят пламенем. Диспетчер на вышке аэропорта с ужасом следит за взлетом и связывается с "Конкордом":

Диспетчер: Конкорд ноль… 4590, у вас пламя (нрзб), шлейф пламени позади вас.
Бортинженер: Отказ двиг…, отказ двигателя второго (два звука переключателя, срабатывает пожарная сигнализация).
Фото очевидца катастрофы
Фото очевидца катастрофы

Команда "Конкорда" отключает второй двигатель, включает противопожарную систему и пытается выровнять самолет. Но скорость стремительно падает. Объятый пламенем, самолет летит на небольшой высоте. Все попытки потушить или сбить пламя автоматическими средствами не приносят успеха. Спустя две минуты после взлета "Конкорд" падает на отель, стоящий недалеко от ВПП. Все 109 человек, находившихся на борту погибают мгновенно. Также погибли 4 человека, которые в тот момент находились в гостинице. Шок для всей гражданской авиации мира!

Обломки "Конкорда"
Обломки "Конкорда"

Начинается расследование. До этого случая за 30 лет эксплуатации "Конкордов" не случалось ни одной катастрофы. Именно поэтому эти лайнеры считались самыми надежными в мире.

Следователи начали допрос свидетелей: от простых людей до диспетчеров. Все утверждали, что слышали хлопок или взрыв, а затем видели пламя, которое начало вырываться из-под самолета. Что могло вызвать возгорание? По всей видимости что-то на полосе вызвало взрыв и пожар. Но что? Следователи отправились собирать улики с ВПП. Вся полоса была залита авиатопливом, которое вытекло из "Конкорда", а также куча обломков, которые отделились от самолета.

Среди прочего на полосе был найден обломок топливного бака "Конкорда". Это было важной находкой. Это означало, что один из 17 баков "Конкорда" был поврежден в момент разгона. Изучив фото и видео пылающего самолета, которые были сделаны случайными очевидцами, следователи поняли, что такой столб пламени может возникнуть только от вытекающего топлива.

"Конкорд" в огне
"Конкорд" в огне

Запись переговоров в кабине показала, что пилоты среагировали на какой-то хлопок, который был хорошо слышен даже на записи черных ящиков. Пожар начался сразу же после хлопка. Но что же это был за хлопок? Начались исследования кусков покрышек, которые остались на полосе. Шины, установленные на "Конкорде", как и на всех других самолетах усилены и заправляются не обычным воздухом, а азотом под большим давлением. Может ли быть, что покрышка лопнула и ее обломок повредил топливный бак "Конкорда"?

Это любопытно, но до 2000 года покрышки на "Конкордах" лопались уже шесть раз. И однажды из-за лопнувшей покрышки был поврежден топливный бак. Но в тот раз пилотам удалось посадить самолет. Выяснилось, что покрышки были изношены и поэтому взорвались. Но на «Конкорде» покрышки были новые и не должны были просто взять и лопнуть. Что могло пробить покрышку?

Среди обломков, которые следователи нашли на ВПП, все принадлежали "Конкорду". Все, кроме одной небольшой титановой пластины. Что же это была за пластина?

Пластина, обнаруженная на ВПП
Пластина, обнаруженная на ВПП

Довольно быстро выяснилось, что загадочная пластина отвалилась не от "Конкорда", а от другого самолета. Но с какого? Следователи изучили десятки чертежей различных типов самолетов и сузили список "подозреваемого". Оказалось, что пластина упала либо с Боинга-747, либо с DC-10. Подняв список взлетов за тот день, выяснилось, что лайнер DC-10 компании Continental взлетел за минуту до "Конкорда". Может ли быть, что пластина отлетела от него? Следователи начали "погоню" за DC-10. Подойдет ли отвалившаяся пластина к нему?

Но могли ли в принципе небольшая титановая пластина стать причиной разрыва покрышки "Конкорда"? Следователи решили провести эксперимент. Взяв точно такую же пластину и, положив ее под новую шину "Конкорда", оказалось, что...покрышка взрывается, как воздушный шарик. Это стало шоком для всех!

Покрышки "Конкорда"
Покрышки "Конкорда"

Было только одно но... Изучив обломки топливных баков, выяснилось, что края пробоины, откуда вытекало топливо, вывернуты наружу. Хотя, если пробоина возникла из-за обломка покрышки, то края должны смотреть внутрь. Что же произошло и как получилось, что бак был пробит изнутри? Как я уже писал выше, для рейса Париж - Нью-Йорк запаса топлива "Конкорду" хватало впритык. Поэтому для таких рейсов баки заливались по полной. Компьютерный расчет показал, что если бак полностью заправлен, то при определенных условиях покрышка может вызвать прорыв бака изнутри из-за избыточного давления внутри.

Моделирование показало, что топливо может пробить бак
Моделирование показало, что топливо может пробить бак

А тем временем следователям удалось найти тот самый DC-10, который взлетал сразу перед "Конкордом". Это невероятно, но им удалось найти то самое место на обшивке двигателя, откуда отвалилась пресловутая пластина! Но как так вышло, что с самолета отвалилась деталь? Расследование показало, что техник, который обслуживал DC-10, неверно прикрепил пластину к борту самолета, нарушив все возможные правила!

McDonnell Douglas DC-10-30 борт N13067, ставший невольной причиной гибели "Конкорда"
McDonnell Douglas DC-10-30 борт N13067, ставший невольной причиной гибели "Конкорда"

К сожалению, небольшая титановая пластина, которая отлетела от самолета из-за того, что один человек просто халатно подошел к своей работе, стала причиной гибели 113 человек.

Теперь ты знаешь немного больше. Подписывайся на мой канал, там много статей и видео❤️❤️❤️

P.S. К катастрофе не относится, но тем не менее интересный факт. Командир «Конкорда» Кристиан Марти был не только летчиком, но и профессиональным виндсёрфером. Так, в декабря 1981 он предпринял вторую свою попытку пересечь Атлантический океан на доске. И ему это удалось. 18 января 1982 года он достиг Французской Гвианы, проплыв итого 4222 км за 37 дней и 16 часов.

Читайте о других авиакатастрофах у меня в профиле:

Авиакатастрофа под Смоленском. Загадка гибели президента Польши.
Сториз от Nikitozzy
27 февраля 2023
Смертельный «ОК». Самая страшная авиакатастрофа в истории
Сториз от Nikitozzy
24 февраля 2023
Загадочное исчезновение в Атлантике рейса Air France 447
Сториз от Nikitozzy
26 февраля 2023