(1970 год. Елизарово. ХМАО-Югра)
Светлана Петровна Рудкевич - наша первая учительница. Она с мужем, который был агрономом или зоотехником, приехала в Елизарово в то же лето, что и мы. Светлана Петровна рассказывала нам много интересного помимо школьной программы для первого класса, по истории, литературе, знакомила с искусством. Она показывала нам репродукции картин, скульптуры, архитектуры. Говорила, каких размеров оригиналы. Так я мерила метром стену летней кухни и "растягивала" мысленно на всю эту площадь ту или иную картину.
Школьникам, которые запросто бывали в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее и других музеях, галереях, не надо было так фантазировать, они могли нормально рассматривать великие произведения искусства. А тут приходилось "поработать с картинами!"
На тему истории, что происходило, зачем, почему, она тоже говорила просто и понятно. Зря, наверное, думают, что детям в этом возрасте ещё рано рассказывать о таких процессах. Наоборот все вполне ясно и легко запоминается.
С учительницей мы ходили на экскурсии по селу, в поля, в лес, на реку Обь в разное время года, особенно смотреть на ледоход. Грандиозное зрелище! Пытались нарисовать это в наших альбомах, но совершенно не удавалось передать все богатство цвета льдин, мощного движения, ощущение грохота.
Светлана Петровна, если было нужно, дополнительно объясняла материал после уроков ребятам, которые что-то не поняли или "провертелись", прослушали. Она тактично настраивала всех на добрые отношения в классе. Мы, кто готовы были помочь в чем-либо кому-нибудь по учёбе, тоже не задаваясь, старались это делать.
Часто все вместе говорили о художественных фильмах, которые посмотрели в клубе. Билет стоил пять копеек, вроде бы не очень дорого. Поэтому у всех была возможность смотреть привозимые в клуб кинофильмы.
Бывало, что кто-нибудь из девочек, обращаясь к учительнице, случайно называл её "Мамой". Потом смущались. А ей, по-моему, это было приятно. Светлана Петровна смеялась по-доброму и говорила: "Всё правильно, я и есть ваша вторая мама".
Особо ласковые девочки иногда на перемене даже умудрялись обниматься с учительницей.
Сейчас я понимаю, что им просто не хватало общения со своими мамами. Женщины много работали, дома бывали мало времени. Домашние дела выполняли обычно старшие дети, они же и с младшими как могли занимались.
А наша учительница тогда хорошо понимала это и тепло относилась к своим ученикам, старалась научить нас по-настоящему дружить, помогать друг другу в учёбе и в обычной жизни. У неё получалось сделать школьную жизнь для нас интересной и радостной. Спасибо, Светлана Петровна!