Найти в Дзене
Кералайт

Дворянское гнездо. Как была устроена русская усадьба

Оглавление

В сохранившейся русской усадьбе всегда появляется удивительное ощущение: ты как будто бы оказался в XVIII или XIX веке, и к парадному крыльцу с белыми колоннами вот-вот подойдут хозяева и предложат чай с запахом душицы и самоварного дымка. От любви к родине и смутного чувства утраты щемит сердце. «Отчего мы не храним, что имеем? Есть ли в России семья, прожившая в собственном доме хотя бы сто лет? Во Франции, Бельгии, Германии, Италии семьи живут в своих замках и домах с XV-XVI веков <…>, а мы все разрушаем и разрушаем…» — писал известный советский историк Феликс Лурье. Русские усадьбы больше, чем памятники культуры – в них воплощён традиционный уклад русской жизни.

Русский усадебный стиль

Это много раз описано классиками нашей литературы: на солнечной террасе с кружевными занавесками пыхтит самовар, осы кружат над вазочками с вареньем, на плетёном кресле лежат гитара и раскрытая книга, вдали возвышается купол небольшой церкви. «Совершенно обычная и одновременно ни на что не похожая жизнь» — не зря русская усадебная архитектура стоит особняком от других академических стилей.

Усадьбы появились в конце XVIII века, когда Пётр III отменил для дворян обязательную государственную службу. До этого помещики жили в домах, похожих на крестьянские, приземистых, одноэтажных, «из неохватного дубового или соснового леса, без бельведеров и иных затей». Потомки старосветских помещиков безжалостно сносили эти постройки и строили красивые особняки, и уже не в укрытых от ветра низинах за леском, а на возвышении, с прекрасным видом на поля или реку.

-2

Главный объект традиционной помещичьей усадьбы – большой дом с мезонином, выкрашенный в белый и жёлтый. Фасад украшали колонами, портиками и лепниной, пристраивали широкое крыльцо-террасу. Обязательно делали балкон, иногда в виде ротонды. Вокруг домов разбивали большие парки с прямыми аллеями, цветниками, беседками и садовыми скульптурами, делали пруды с купальнями. Не были редкостью теплицы и оранжереи: дед Льва Толстого в Ясной Поляне выращивал в своих кофе и мексиканскую клубнику.

Усадьбу обычно строили неподалёку от деревни, принадлежащей помещику, рядом ставили небольшую церковь, по краям дороги сажали липы. Усадьбы были разными, но все они органично вписывались в ландшафт, становились его частью, достопримечательностью этих мест.

-3

Как всё было устроено

Конечно, скромные «дворянские гнёзда» сильно отличались от богатых поместий, но все усадьбы были устроены по одному принципу. Помещения делились на парадные, жилые и хозяйственные.

К парадной части дома относились гостиная и столовая, вестибюль, зала, библиотека, бильярдная, парадная спальня и будуар хозяйки. По тогдашней моде парадные комнаты располагались анфиладой, в ряд, и были проходными. Их оклеивали обоями или штофом и назвали по цвету отделки – Розовая Гостиная, Зелёная зала. В парадные комнаты заказывали дорогую и модную мебель, пианино или рояль, в гостиную – ломберные столы, чтобы играть в карты. В начале XIX века стало модным зонировать комнаты растениями в кадках, выделять «гостевые уголки», где гости могли беседовать, не мешая друг другу.

Жилые комнаты устраивали на втором этаже, или как тогда говорили, «на антресолях». Часто они были небольшими, с маленькими окнами для сбережения тепла. А хозяйственные помещения — комнаты слуг, кладовые, псарни и так далее – делали во флигелях.

-4

Скоро что-то будет!

Усадьбы было принято строить от Москвы или Санкт-Петербурга, но у многих помещиков были ещё и «дальние» поместья глубоко в провинции. Поэтому памятники усадебной архитектуры есть на всей европейской части нашей страны, и сейчас там можно побродить и проникнуться духом дворянской старины. Мы ещё можем поехать в усадьбу в Рождествене, описанную Набоковым или побывать в поместье «Суйда», которое принадлежало прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу – это в Ленинградской области, а в Подмосковье полюбоваться на Архангельское, Останкино, Александрово-Щапово и другие удивительные места. Но от большинства усадеб, к сожалению, остались только руины.

И вот на этой, на первый взгляд грустной ноте, мы пока остановим нашу историю. Скажем только, что рассказали всё это не просто так. У нас хорошие новости: очень скоро начнётся масштабный проект, очень важный для русской культуры и истории, за которым вы точно будете следить, а мы – с удовольствием про него рассказывать.

Пусть руины снова станут красивыми усадьбами. Будьте с нами!