Найти в Дзене

Про Новый Год, Навруз, Калăм, Мăнкун по древнечувашскому календарю.

-2

Про Новый Год, Навруз, Калăм, Мăнкун по древнечувашскому календарю.

Мы уже много раз подчеркивали, что календарь предков чуваш был лунно-солнечным; то что в древности неделя (эрне) была пятидневной; и то что сутки у предков чуваш начинались с вечера. Пятидневную неделю восстановить без профессиональных знаний по астрономии (и научной астрологии) невозможно, и наверное нет уже и практической целесообразности. Но вот правильно определить даты традиционных старинных чувашских праздников можно и нужно, для чего и используем реперные точки отсчета, как дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, положения новой и полной (растущей и убывающей) луны и т.д.

Определиться с близкими к истине датами праздников важно и потому, что встречаются разночтения (разные толкования), начиная даже от "ученых -исследователей", до дилетантов, условно "сусликов считающих себя агрономами" - людьми иной (христианской, как правило) религии, далекими от понимания философии чувашской традиционной народной веры (ваттисен йăла-йĕрки).

Калăм открывает древнечувашский календарь и фактически является первым днем Нового года.  Калăм(калăм кун) - день моления в честь верховного бога - Турă (Торă), весенний праздник проводов старого и встречи Нового года, первый день Мăнкун. День проведения — однозначно юн кун «среда»; соответственно, продолжительность праздника — одни сутки. Однако на этот счет в литературе имеются разные точки зрения, вызванные поздними православными влияниями. Поскольку сутки у чувашей начинаются с вечера, то и Калăм начинается с вечера вторника и заканчивается к вечеру среды, т.е. длится от захода до захода солнца.

Как и в любой праздник, в среду мылись в бане. Не имеющие нарядной одежды к мункуну начинали готовить обновку. Женщины приступали к шитью рубашек, брюк и носков. Преобладал белый цвет. Вся старая одежда выстирывалась. Кто в состоянии, покупал сапоги, остальные надевали новые лапти [Поле 90: 203; ЧГИ 4: 117; 72: 89]. Раньше у чувашей базары проводились по средам. А в калăм базары выглядели более празднично.

В широком смысле Мăнкун начинается с калăма в среду.

Мăнкун/Мункун — являлся праздником встречи Нового года по древнечувашскому календарю, который начинался со среды после весеннего равноденствия. В молении Турă(Торă), Мăнкун называли "çул çаврăнăшĕ" - кругооборотом природы, началом нового года. На Мăнкун встречали Солнце, которому приносили в жертву сивого коня, зажигали большой костер, молились, чтобы год был сытным. Мăнкун - весенний праздник рода по приему духов предков. Наряду с Çимĕк и Кĕр сăри входит в цикл годовых кормлений родственников, ушедших в иной мир. Дни празднования являются нерабочими, праздными. Это один из самых великих праздников в календаре чувашской религии - ВЕРЫ. Он наполнен торжественностью и радостью, отмечается необыкновенно пристойно, трезво и целомудренно. В разных местах чуваши произносят Мункун и Мăнкун, что одинаково значит «великий день» (как и у славян-русских Великдень). В широком смысле Мункун включает Калăм, собственно Мункун и Сĕрен [Поле 90: 136; Автор; Сбоев 1865: 143].  В четверг, во второй день, вечером начинается непосредственно Мункун, который буквально называется «днем духов предков». Этот праздник отмечается всем этносом, во всех домах в один и тот же день — четверг. Таким образом, фраза «мункун длится неделю» свидетельствует о пятидневном исчислении недели древних чувашей. Все сборы и действия начинаются после заката солнца [Поле 90: 142; ЧГИ 21: 533; Vikar, Bereczki 1979: 74]. Впоследствии христианство перенесло праздник Воскресения Христа на иудейскую Пасху. «С точки зрения времени традиционный праздник мăн кун слился с христианской пасхой, что значительно изменило, но не поглотило полностью, древние бытовые обряды и верования, в частности, пережитки культа предков» [Сироткин, Иванов 1970: 79]. Чуваши, соблюдающие древние традиции, осознают, что Мункун и пасха не одно и то же. В объяснение они говорят: «Экий, наш мункун существовал давно, раньше вашего, поэтому мы и праздник отмечаем раньше вас». То, что мăнкун сейчас даже у части "не крещенных" чуваш,  по времени приходится на конец месяца ака «сев», что соответствует концу апреля (например, в 2000 г. чуваши мункун отмечали с 26 по 30 апреля.) это результат христианского влияния (упрощение даты определения Мăнкун соотнося его с пасхой) и смещения календарей, как древнечувашского (13 месячного раз в 2-3 года) так и юлианского.

В этом 2023 году весеннее равноденствие приходится на 21 марта (пуш уйăх 21), как и новый месяц (çĕнĕ уйăх).

Первая среда после весеннего равноденствия, на который приходится Калăм как первый день Нового года, это 22 марта, т.е. в этот день - 22 марта 2023г. и есть древнечувашский Новый Год.

Так как у древних чуваш год условно делился на 2 половинки (части), то в 2023г. осенний (кĕрхи) Новый Год будет 23 сентября.

Исходя из вышесказанного Мăнкун у истинных чуваш - чăн чăваш, в этом 2023г. по древнечувашскому календарю приходится на Четверг - 23 марта.

Подтверждением правильности этих указанных дат в качестве Нового Года, Калăма и Мăнкун служит и древний праздник прихода весны (начала нового сельскохозяйственного года) по астрономическому календарю у иранских и тюркских народов - Навруз. Официальный статус Навруз приобрел в Ахеменидской империи как религиозный праздник зороастризма (связан с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры). Этот праздник у современных чуваш немного подзабылся, но он несомненно присутствовал у части предков (чуваши многокомпонентны в своем этногенезе). Навруз всегда приходится на день весеннего равноденствия, а Калăм и Мăнкун  (соответственно и Новый Год) ежегодно скользящие (первые среда и четверг после весеннего равноденствия).

Р.S. На фото первый чувашский календарь в таком оригинальном формате, готовили его в спешке, и поэтому есть несколько мелких недоработок. Надеюсь в этом году сделаем еще шаг вперед, поэтому будем признательны за профессиональные и компетентные советы.