Найти в Дзене
Ritual.ru

Как страх искажает отношение человека к смерти?

Психологи считают, что есть несколько видов «избегания» смерти: вытеснение эмоций, которые с ней связаны, переключение внимания на другие менее болезненные темы и погружение в любое сложное дело, опять же во имя переключения собственного фокуса. По их мнению в большинстве своем никто не задумывается о важности «посмотреть смерти в лицо» и прожить горевание в полной мере. Совершенно незамеченными остаются фразы, которые через вытесненный страх все равно возвращаются в виде выражений, которые прочно вошли в лексикон. Например такие фразы как: «умираю – как хочу спать», «ты меня в могилу вгонишь», «смерти подобно», «до смерти устал». Конструкт восприятия смерти выстроен из двух равноценных частей: смерти настоящей, которая отталкивает и смерти нереальной, которая безопасна и «никогда не наступит». Про реальную пугающую и неизбежную смерть говорят завуалированно и гуманно, чтобы не спугнуть собеседника настойчивостью: «закончил свою жизнь», «отдал концы», «вернулся на небеса». Почему чело

Психологи считают, что есть несколько видов «избегания» смерти: вытеснение эмоций, которые с ней связаны, переключение внимания на другие менее болезненные темы и погружение в любое сложное дело, опять же во имя переключения собственного фокуса. По их мнению в большинстве своем никто не задумывается о важности «посмотреть смерти в лицо» и прожить горевание в полной мере. Совершенно незамеченными остаются фразы, которые через вытесненный страх все равно возвращаются в виде выражений, которые прочно вошли в лексикон. Например такие фразы как: «умираю – как хочу спать», «ты меня в могилу вгонишь», «смерти подобно», «до смерти устал». Конструкт восприятия смерти выстроен из двух равноценных частей: смерти настоящей, которая отталкивает и смерти нереальной, которая безопасна и «никогда не наступит». Про реальную пугающую и неизбежную смерть говорят завуалированно и гуманно, чтобы не спугнуть собеседника настойчивостью: «закончил свою жизнь», «отдал концы», «вернулся на небеса».

Почему человека пугает смерть?

Ученые-биологи считают, что смерть пугает людей на уровне инстинктов. Биологическое окончание жизни – в первую очередь неизвестность и неизбежность, ждущия каждого впереди. Существует термин «первобытный страх», который точно описывает ощущение потерянности перед силой смерти, которая наступает в любом из возможных исходов. Если обращаться к философии, то самая главная часть процесса осознания конечности собственной жизни – признание факта неизбежности смерти и перехода человека в новую форму существования. В отличие от всех остальных живых существ, человеку доступно осознание конечности его жизненного пути, что по мнению некоторых философов сильно отягощает его жизнь. Поскольку постичь мир, в который человек попадает после смерти невозможно, люди стараются найти наименее болезненный путь принятия факта, что жизнь конечна и в некоторых случаях непредсказуемо конечна.

Путь, который человек должен пройти после смерти пугает тем, что ему придется проделать его в одиночестве.

«В смерти человек всегда одинок, одинок более, чем когда-либо в жизни. Смерть не только отделяет нас от других, но и обрекает на вторую, более пугающую форму одиночества — на отделение от самого мира».

говорил Ирвин Дэвид Ярлом, американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэнфордского университета.

По ощущениям человека только после смерти заканчивается его существование в мире, где он творил, любил и созидал. После смерти нет ничего, только пустота, которая оставляет место для размышлений. В основе этого страха по словам Ирвина Ярлома лежит страх потерять собственную уникальность и идентичность, которая строится исключительно на восприятии человека и его чувствах. Чувство потери самого себя пугает намного больше факта смерти биологического тела, которое в нашем сознании неотделимо от нас самих.

«Научаясь понимать смерть других людей, ее действие в них, ее действие в нас через переживание чужой смерти, мы сумеем глядеть в лицо смерти, в конечном итоге — встретить лицом к лицу собственную смерть — сначала как возможность, вернее неизбежность, но неизбежность часто как-будто настолько далекую, что мы с ней не считаемся, — а затем и как самую реальность, грядущую на нас»

объясняет митрополит Антоний Сурожский в книге «Жизнь, болезнь, смерть».

Восприятие смерти – глубоко личная тема, которая касается каждого. Переживание, которое грядет от осознания конечности жизни пугает и отталкивает, но в то же время заставляет ценить действительность. Разделяя смерть на «реальную» и «вымышленную», человек начинает искаженно относиться к самой жизни, думая, что все, что происходит с окружающим миром не случится с ним самим.