Найти в Дзене
San Ant

Фильм «Сердце пармы» - взгляд пермяка!

Всех приветствую на своем канале San Ant! В этот раз я хотел бы написать небольшой обзор на фильм «Сердце пармы» режиссера Антона Мегердичева (по одноименному роману Алексея Иванова), где сыграли великолепные актеры – Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Владимир Свирский, Роза Хайруллина, Александр Горбатов и другие. Сразу скажу, что я сам родом из Пермского края, правда не из Чердыни, не с Севера Прикамья, а с Запада Пермского края из Сивинского/Верещагинского района. Я узнал впервые про данный фильм задолго до его выхода, еще в конце декабря 2019 года от своего пермского друга из Красновишерска, Эльдара Вилесова, который мне писал: «Антоха привет. С наступающим тебя новым годом! Сейчас участвую в съемках фильма «Сердце пармы». На этой неделе будут последние съемки в Пермском крае, потом будут снимать в Москве, зная твое увлечение съемками хочу тебя осведомить. От себя хочу добавить, что там очень крутая атмосфера, поучаствуй, узнай». Я, закрутившись в учебе в Москв

Всех приветствую на своем канале San Ant!

В этот раз я хотел бы написать небольшой обзор на фильм «Сердце пармы» режиссера Антона Мегердичева (по одноименному роману Алексея Иванова), где сыграли великолепные актеры – Александр Кузнецов, Елена Ербакова, Сергей Пускепалис, Владимир Свирский, Роза Хайруллина, Александр Горбатов и другие.

Сразу скажу, что я сам родом из Пермского края, правда не из Чердыни, не с Севера Прикамья, а с Запада Пермского края из Сивинского/Верещагинского района. Я узнал впервые про данный фильм задолго до его выхода, еще в конце декабря 2019 года от своего пермского друга из Красновишерска, Эльдара Вилесова, который мне писал: «Антоха привет. С наступающим тебя новым годом! Сейчас участвую в съемках фильма «Сердце пармы». На этой неделе будут последние съемки в Пермском крае, потом будут снимать в Москве, зная твое увлечение съемками хочу тебя осведомить. От себя хочу добавить, что там очень крутая атмосфера, поучаствуй, узнай».

Я, закрутившись в учебе в Москве, был занят, в съемках данного фильма я лично не участвовал, но здорово, что мои друзья и знакомые из Пермского края приняли в нем участие и так я долго ждал выхода данного фильма.

-2

Фильм вышел осенью 2022 года, я ходил в кинотеатр 6 октября 2022 года (в Клён.Пушка в Москве), спустя пять месяцев я еще пересмотрел фильм дома.

В целом, я лично для себя выстроил следующие параметры оценки фильма «Сердце пармы»:

1. Пермский край. Фильм снимался в Пермском крае, а я сам пермяк. Т.е. мне интересно было увидеть, как в кадре будет выглядеть Пермский край, Чердынь, Север Прикамья, т.е. наши красоты края и природы.

-3

2. Актерский состав и друзья в кадре. В фильме снимались мои друзья из Пермского финансового колледжа, они мне рассказывали про данный фильм, хвалили его, и я надеялся в том числе увидеть кого-то из знакомых в кадре. Также я очень люблю видеть в отечественных картинах новые лица, а не завсегдатых тупых и не профессиональных актеров одной роли (не буду перечислять, их много, которые мелькают в каждом втором фильме в российском прокате), которые в каждом фильме «деревянные» и одинаковые, например, быдловатые и так остаются таковыми в каждом фильме. Мне нравится, когда режиссёры очень грамотно подбирают актеров и берут в кадр новых талантливых ребят, все-таки страна большая, талантов наверняка не мало.

-4

3. История Прикамья. Фильм «Сердце пармы» снят в жанре исторической драмы, о покорении Перми Великой Москвой и зарождении христианства на Пермской земле, а к истории Пермского края я отношусь с большим вниманием и сам лично в студенчестве провел много времени в архивах Перми и Москвы. Так что я хотел увидеть историю Прикамья, чтобы фильм был не оторванным от пермской истории, а соответствовал исторической канве моего родного региона.

-5

4. Первое взаимодействие (соприкосновение) русских с финно-уграми. Поскольку мои предки (коми-пермяки) относятся к финно-угорским племенам, а коми-пермяки (финно-угорские племена) – это коренное население Прикамья, я хотел увидеть, как будет в фильме показано первое взаимодействие (соприкосновение) русских с финно-уграми (именно с коми-пермяками), т.е. как раз приход русских в парму!

-6

5. Коми-пермяки и их традиции, легенды. Мне хотелось посмотреть в каком образе будут показаны финно-угорские народы, в частности коми-пермяки, а также, как будут показаны традиции, наряды и легенды коми-пермяков.

-7

6. Коми-пермяцкий язык и пермский диалект. Я хотел услышать в кадре коми-пермяцкий язык, т.е. различные выражения и словечки, которые употребляются в том числе по сей день даже у нас в деревнях Сивинского и Верещагинского районов.

-8

Мне фильм «Сердце пармы» в целом понравился, но не прям шедевр, почему же?!

Давайте пройдемся по каждому параметру моей оценки:

1. Я ожидал увидеть Пермский край во всей красе, в первую очередь, конечно, природу. Но в итоге, на красотах Прикамья поскупились, виды преимущественно были зимние, не сказал бы что какие-то вау, у нас на севере Прикамья есть места и красивее, которые можно было красиво заснять, именно природу. К примеру, в рамках красивой картинки можно было представить всей России красивейший Вишерский заповедник. Нет, зачем же показывать россиянам красоты Прикамья?!.. В итоге все получилось в плане природы Прикамья как-то серо, уныло.

И поскольку это все-таки исторический фильмец, в которым были показаны города Усть-Вымь, Чердынь, которые выглядели типично как с исторических картинок по древнерусским городам, ничего примечательно красивого и тут не было, картинки зачастую были вообще нарисованными смехотворными и явно ненастоящими.

Я здесь к тому, что если вы снимаете кино в Пермском крае, дак и снимайте так, чтоб зритель захотел после просмотра фильма посетить Пермский край! В Пермском крае очень красивая природа и множество красивейших мест, но в фильмах в таких как «Сердце пармы» и других из Пермского края, где можно было это все показать, все зажато, в итоге снято все серо и блекло, и вряд ли кто-то после такого фильма загорелся желанием посетить Пермский край… Напишите пожалуйста в комментариях, захотелось ли Вам после просмотра фильма «Сердце пармы» посетить реально Пермский край, увидеть ту же Чердынь воочию?!

-10

Поразил в фильме лишь Урос, город на воде, прям посмотреть дак, как целая Венеция, но отличие от Венеции в том, что в Уросе население было представлено с голубыми глазами и светлыми волосами. Мне вот этот Урос напомнил чем-то Ильинский, Майкор или Пожву на Каме (в Пермском крае), а народ Уроса чудь белоглазую, предков коми-пермяков, но чудь белоглазая не жила на воде, а жила в дремучих лесах! В этом плане какая-то несостыковка…

В итоге за красоты Пермского края я ставлю 3 из 5, лишь за то, что мне понравилось представление Уроса, города на сваях на воде и за пермские виды природы Прикамья. Пермский край и величественная природа Предуралья могли быть показаны краше и лучше!

......................................................................

2. Никого из друзей из колледжа я в кадре не увидел, видимо они снимались в массовых сценах далеко и в тени, где-то в мутной картинке может и были… В принципе ладно, знакомых не увидел, они и не являлись актерами первого плана.

Главные герои в фильме да, великолепны! Хочу выразить большое уважение этому фильму за плеяду новых (которых я ранее нигде не видел) молодых, красивых, талантливых и харизматичных актеров: Ислам Зафесов (сыграл мега достойно), Илья Маланин и Софья Шуткина (мило сыграли роли коми-пермяков), Михаил Евланов (замечательно сыграл московского дьяка Данилу) и др. А безупречная игра Александра Кузнецова и Елены Ербаковой заслуживает самого большого признания и аплодисментов!

За актерский состав, костюмы и игру актеров я ставлю 5 из 5.

......................................................................

3. Историческая драма в фильме мне также очень понравилась.

В фильме очень достойно представлена история:

Чердынь называлась – Пермь Великая, была столицей пармы. Уральский хребет назывался Камень. За Камнем правил хакан (князь) Асыка – князь вогулов (народ манси).

-12

Русской пармой правил тогда князь Ермолай. Позже смерти Еромалая уже в Чердыни стал править князь Михан (Михаил Ермолаевич).

Князь Михан про своего отца (Ермолая) говорил: «Умный был, от Москвы подальше держался!».

«Князь Михаил разослал тиунов объявляя пермякам волю Москвы и требуя выплатить ясак, но ясака молодому князю никто не присылал».

В фильме смешно было показано, как первоначально князя Михаила пермяки не признавали и отказывались платить ясак и привозили: «Ясак прислали – мышей с десяток».

А вообще сам ясак нужно было платить Москве, «Потому что Москва сильнее».

Становление христианства в Перми Великой также хорошо показано:

Маленький Михан (Ваське Калине): «Дядя Калина, а почему пермяки храмов не ставят?».

Васька Калина (храмодел) отвечал: «А для них весь мир храм!».

-13

Интересной была и сцена повторного крещения Перми Великой Ионой, особенно как поразительно силой заставляли креститься княгиню.

А также Иона (Калине по строительству храма) наказывал: «Храм сначала игрушкой представь – из дерева подходящего».

Московский воевода говорил Ионе: «У меня не крестовые походы, а дело государево», т.е. Пермь брать и людей мирных убивать от того, что Пермь отказалась воевать с Москвой против Казани (поскольку финно-угорские племена веками мирно жили и соседствовали с Казанским ханством и испокон веков уже имели тесные экономические связи с Казанью).

-14

Иона уточнял у московского воеводы: «Неужто решился на большую кровь?» (т.е. убивать своих же русских на Пермской земле) и московиты решились без зазора совести…

Царь в Москве говорил покоренному Пермскому князю Михаилу: «Вина у тебя одна, что княжил со мной в те же годы. Господь наш, избрал нашу Землю (Россию), продажный Рим оставив католикам, а спесивый город Константина туркам. Во всем мире мы теперь главная твердыня правильной веры и потому Русь должна быть Великой державой (что-то мне это напоминает, Россия сейчас тоже вся такая «святая», не находите сходство?!). Для величия нужно единство. Я хочу со всех князей шапки посшибать, все народы перемешать, чтоб по всей земле от Смоленска не было бы чердынцев, московитов, русинов, а все были бы русские! Коли Москве станут враги грозить у чердынцев сердце захолонуло. А коли на Чердынь бы напали, московит бы сна лишился».

-15

Пермский князь Михан отвечал царю: «Одна рука у тебя в крови, а другая в чужом кармане». Царь отвечал: «Когда и кровь и карман моими станут, тогда и руки приструню».

-16

Упоминались в фильме и новгородцы ушкуйники. Если обратиться к истории Перми, пермяки и на самом деле очень тесно взаимодействовали с новгородцами, с древней Новгородской республикой (до покорения ее Москвой). И сам Пермский край заселялся русскими выходцами из Новгорода, Тотьмы, Вятки, Кайгородка, Архангельска, Галича, Вологды, Сольвычегодска и других городов Русского Севера, а после реформы Никона Пермский край заселялся и еще и старообрядцами.

В итоге за историческое содержание фильма я ставлю 5 из 5! Фильм соответствовал исторической канве моего родного региона. Чердынь Великая (финно-угорские племена, наши предки) испокон веков мирно жили с Казанью и отказались воевать против Казани («брать Казань»). И новгородские ушкуйники захаживали в Пермь ещё задолго до московских князей!

......................................................................

4. Первого взаимодействия (контакта) фино-угорских племен с русскими в фильме я не увидел.

По сути в фильме уже были терки русских (пермяков) с вогулами или обрусевших пермяков с московитами (т.е. русских с русскими). Фильм начался уже с русских в Пермском крае, поэтому по четвертому моему параметру меня в кинотеатре ждал обломчик…

Поэтому в рамках первого взаимодействия (соприкосновения) русских с финно-уграми (именно с коми-пермяками) я ставлю 2 из 5. Два балла лишь за то, что был показан контакт русских с вогулами (т.е. с манси, с другим племенем финно-угров), но меня интересовало именно соприкосновение русских и коми-пермяков! А также балл за становление христианства в Пермском крае, что местные вешали в церквях цепочки, приносили еду, яйца к деревянным Богам в церкви, что вера зарождалась с трудом, плавно перетекая от языческих культов, да и то это было показано в Чердыни, уже в русском селении пермяков, а как приходило христианство к коми-пермякам, к тем же жителям Уроса?!.. Я в кадре это не увидел… В Пермском крае христианство настолько плохо заражалось, что служители церкви даже разрешали молиться на деревянного Исуса и других деревянных богов (приходилось мириться с тем, что в Перми деревянные боги). Деревянные боги в музее, это пермская достопримечательность, которая является свидетельством уникального зарождения христианства в Прикамье! Пермяки иконы долгое время никак не воспринимали, а вот деревянных богов чтили, наверное, вплоть до 1917 года… Полагаю, языческие нотки (поверья и приметы) по сей день в Пермском крае не изжиты и актуальны как никогда и будут!

......................................................................

5. Касаемо образа коми-пермяков, традиций и легенд хочу отметить:

-18

На роль коми-пермяков и пермяков набрали симпатичных актеров, либо темненьких, темноволосых и кареглазых (пермяков, некоторые даже на меня чуть были похожи), либо светлых и голубоглазых (жители Уроса – насколько я сам понял, это были коми-пермяки).

Народ вогулы – это все-таки уже другой народ за Камнем, они тоже относились к финно-угорским племенам и были родственны коми-пермякам, но коми-пермяки отличались и внешне и имели собственный язык, обряды и легенды!

-19

Мне в фильме понравился обряд, как женихались у прокудливой березы, это было очень красиво и очень интересно. Если я не ошибаюсь, вот это реально что-то коми-пермяцкое, т.е. традиционное финно-угорских племен: понавешать на деревья ленточки, украсить деревья в роще, плясать, резвиться и петь, вот этот момент красиво был в фильме обыгран, как князь Михан уже во взрослом возрасте вновь встретился с Ламией, со своей женой!

Также, в фильме звучала легенда: «Всякий человек рождается с пятью душами, и каждая душа птица, душа-ворон – живет с предками, душа-филин с духами, душа-сокол – с богами, душа-лебедь – там выше Богов, где движутся судьбы, а последняя душа, которая живет с людьми у каждого разная». Такую легенду я слышал впервые, вполне возможно, что это взято целиком из Романа Алексея Иванова и скорее всего это легенда народов манси, а не коми-пермяков! Кто знает точно пишите в комментариях. Скажу лишь, что к птицам у коми-пермяков и других финно-угорских племен действительно было особое отношение, особенно к водоплавающим: уткам, гусям и лебедям – этих птиц изображали на посуде, на одежде, находили при раскопах в Коми-пермяцком округе и амулеты, подвески из уток и гусей и так далее, думаю вполне возможно, что именно водоплавающих птиц как-то могли обожествлять, почитать и про них могли ходить легенды! НО также коми-пермяки очень почитали и медведя! Но в фильме ни одной легенды про медведя не рассказано, может, в романе Алексея Иванова есть, нужно будет почитать отдельно...

-21

Вообще у коми-пермяков большее внимание было именно медведю, недаром же медведь изображен на гербе Перми Великой с глубокой древности (а не птицы)! Отчего я ожидал, что в фильме, по всей логике, должно было быть показано какое-то внимание к фигуре медведя, но увы, здесь упущение…

-22

Интересны в фильме были слова про женщину: «Женщина должна уметь шить одежду, сидеть, ждать, молчать и шить». Сейчас, конечно, слава Богу все иначе и сразу вспоминается выступление Манижи на сцене Евровидения-2021 Манижа – «Русская женщина». Россия на Евровидении 2021. А чё ждать, встала и пошла! А куда именно пошла?.. | San Ant | Дзен (dzen.ru) .

-23

А вообще в фильме интересно было показано, у каждого своя миссия, кто-то жалобы на Пермь Великую строчит в Москву и лезет крест ставить (Иона), кто-то трубит в рог, подает знак, чтоб нападали (Бурмот), кто-то пока все воюют ухлестывает за ламией (московский дьяк, пьянчужка московит), кто-то мгновенно превращается в рысь и защищает себя от московита (Тиче была ламией - неким оборотнем по легендам вогулов), кто-то ездит на огромном рогатом олене и стережет свое божество (золотую бабу) (Асыка) и т.д.

В рамках легенд, образа коми-пермяков, обрядов я ставлю 3 из 5 (за подбор актеров на роль коми-пермяков, за обряд у березы, за легенду про птиц = оценка 3). Снизил за то, никакого внимания отдельно коми-пермякам (легендам, традициям, занятиям) не было, а также за то, что символ медведя (особо почитаемый в Перми Великой) никак не был обыгран.

-24

В фильме больше уделено внимание «золотой бабе» и жертвоприношениям-обрядам вогулов (манси), мне как пермяку не хватило коми-пермяцких легенд и обрядов именно наших предков коми-пермяков! Очень не раскрыли народ Уроса, самых красивых и самый любопытный образ жизни на сваях на реке Каме, вот где должен был быть акцент, чтоб я поставил бы 5! С этой «золотой бабой» возни столько было, стащить её, наверняка, хотели московиты… Коми-пермяки мирно соседствовали с народом манси (за камнем), да они и были родственными народами, относящиеся к финно-угорским племенам, охраняли друг друга, и в фильме это было показано, что вогулы пришли на помощь пермякам в борьбе против московитов!..

......................................................................

6. Я с особым вниманием в фильме относился к диалогам героев, а также к словам и выражениям, которые звучали в фильме, т.е. к пермскому диалекту в фильме.

И фильм в этом плане был немного интересен. Мне особенно понравились в фильме интересные слова и выражения, которые по сей день употребляются в Пермском крае, особенно в деревнях:

  • Васька Калина: «За Камень идем вокурат к вогулам, к тем, кто Христа к себе не пускает». «Вокурат» здесь в значении – как раз, прям. В Пермском крае я слышал, например: «Тебе это вокурат подходит», т.е. в значении – тебе это как раз подходит.
-25
  • Полюд: «С криком в два раза шибче будет». «Шибче» здесь в значении – сильнее, мощнее. В Пермском крае употребляют и «пошибче», т.е. в значении – посильнее, помощнее. Например, «пошибче поддай жару» (в бане).
  • Михан (Ваське Калине): «Я тебя поди знаю?». «Поди» здесь в значении – наверное, кажется, может быть. В Пермском крае еще употребляют это слово в контексте: «Поди выйди проверь, он поди весь замерз уже», т.е. – «Сходи выйди проверь, он, наверное, весь замерз уже».
-26
  • Исур: «Отец послал ехать соглядатаем, а я хочу ехать открыто, воином!». «Соглядатаем» здесь в значении – наблюдателем, смотрителем. Я также в Пермском крае слышал употребление этого слова: «Ты чё стоишь, как соглядатай? лопату в руки и вперед», т.е. в значение – «ты чего стоишь и просто смотришь, а не помогаешь нам…».
  • Князь Михан (Ионе при приеме за обедом): «Не обессудь, хлеба нет». В Пермском крае очень часто употребляются эти выражения: «не обессудь», «уж, не обессудьте», т.е в значении – не судите, простите, не подумайте ничего плохого.
  • Московский воевода Федор (Михану): «Не играй с лихом!..». Слово «лихо» также часто употребляется в Пермском крае, например, в деревнях и селах можно услышать: «Не буди лихо лучше!», здесь в значении – «Ты меня лучше не зли…». А также часто при прощании употребляют: «Ладно, я побежал, не поминайте лихом!». Т.е. в значении – «До свидания!».
-27

Мне в фильме не хватило еще каких-то интересных коми-пермяцких слов, например, коми-пермяки и мои родственники (родители) часто используют в разговорной речи слова:

  • Баский (баской)– т.е. красивый, например, у нас можно услышать: «Ты такой баской получился на этой фотографии» (т.е. красивый).
  • Басенько – т.е. аккуратно, с Богом, спокойно. Например, «Басенько давай едь!».
  • И очень многих других, это поверьте отдельная тема для статьи и исследования!
-28

В фильме, например, было показано, что князь Уроский Мичкин (на сваях на воде) разговаривал с женой на другом языке (я так понял это намек как раз на коми-пермяцкий!), НО поверх речи была русская озвучка, лучше бы пустили русские субтитры и мы бы насладились коми-пермяцкой речью, и, мне интересно, на само ли деле они говорили на коми-пермяцком или просто бубнили околесицу и это было прикрыто русской озвучкой?! Если говорили на коми-пермяцком (то респект актерам), но зачем скрывать?.. Дали бы зрителям-россиянам послушать коми-пермяцкую речь во всей красе, глядишь бы кто-то (в том числе я) захотели бы после фильма учить коми-пермяцкий язык. Нет увы, здесь явное упущение и за это я снизил тут балл фильму!

-29

Но вдобавок к интересным словам из фильма я хотел бы выделить любопытное сходство России с Литвой:

В фильме «Сердце пармы» упоминаются тиуны: «Князь Михаил разослал тиунов объявляя пермякам волю Москвы и требуя выплатить ясак, но ясака молодому князю никто не присылал».

Тиуны в Русском государстве и в Великом княжестве Литовском – это посыльные, управляющие, наместники. Хочу отметить, что Тиуновы – это одна из исторически очень распространенных фамилий Пермской губернии. Откуда предки Тиуновых в Пермском крае появились пока не известно, но фамилия в Пермской губернии довольно таки-древняя. В 1678 г. Тиуновы уже жили большими семьями в Карагае, были основателями починков На Бору Гусьяге, Меж озерьем, Тимят, Зарича, на Усть речки Вежи и других.

В частности, у меня лично в Родословном древе есть предки Тиуновы, которые проживали в Ильинском, Карагайском, Верещагинском и Сивинском районах. Поэтому, смотря фильм «Сердце пармы», и почитав про Тиунов, можно догадаться, что это связано как раз с определенным родом деятельности, - т.е. посыльных, наместников.

-30

Также в фильме Михан обращался к отцу (жалко, что именно в этот момент был убит Ермолай, оттого, что засмотрелся на сына…): «Тятя я здесь». «Тятя» - это папа, данное слово очень схоже с литовским «tėtis» (тЭ(я)тис), которое также означает «папа»!

Таким образом, за слова и выражения пермского диалекта я ставлю фильму 3 из 5, мне не хватило каких-то уникальных коми-пермяцких слов и выражений, которые у нас используются по сей день в Пермском крае, а также нам не дали послушать коми-пермяцкий язык в диалогах жителей Уроса.

-31

Вообще, в фильме есть недоработка по изучению пермского и коми-пермяцкого фольклора! Не знаю, насколько интересен сам роман Алексея Иванова в плане коми-пермяцкого фольклора и уникальных наших пермских словечек, захотелось прочесть сам роман, мне лично стало интересно, как сам Алексей Иванов погрузился в пермский фольклор прежде чем написать свою книгу «Сердце пармы»?!..

Также я поставил тройку и за то в данном пункте, что в фильме речь актеров в большинстве своем вообще невнятная, они говорят чисто по-русски, но себе под нос, чуть ли не шепотом (так и было в кинотеатре и сейчас, когда я пересмотрел дома). Пермяки так у нас не говорят!!! Пермяки говорят очень быстро, можно сказать, как сороки тараторят. Я особенно это почувствовал, когда переехал в Москву, когда стал беседовать по телефону с родными и, когда стал приезжать спустя год другой в Пермь, я это лично сразу почувствовал, что пермяки говорят громко и быстро, слегка бегло, пермяки не бубнят себе под нос шепотом, как это было в фильме «Сердце пармы», так размеренно и спокойно говорят, мне кажется, как раз в Москве. Т.е. здесь опять оплошность изучения местного пермского фольклора, диалектов и манеры речи пермяков! Пермяки говорят звонко и быстро, а не так как это было в фильме…

......................................................................

Таким образом, по пятибалльной шкале я оцениваю фильм по своим шести параметрам:

1. За съемки фильма в Пермском крае = 3 балла.

2. За актерский состав, костюмы, игру актеров, вообще новые лица в кадре = 5 баллов.

3. За историческую драму = 5 баллов.

4. За приход русских на Пермскую землю, за первое взаимодействие (соприкосновение) русских с финно-уграми (именно с коми-пермяками) = 2 балла.

5. За легенды, образ и обряды коми-пермяков = 3 балла.

6. За пермский диалект, коми-пермяцкий язык и манеру речи пермяков = 3 балла.

-32

Итого мое общее количество баллов фильму «Сердце пармы» = 21 балл (из 30) и оценка 4.

Расшифровка баллов и общей оценки следующее:

25-30 баллов (оценка 5) – фильм шикарен, шедевр! Такие фильмы входят в список наших любимых фильмов жизни, когда мы из раза в раз, из года в год пересматриваем данный фильм и не перестаем восхищаться им и выносить из фильма всегда что-то новое, такие фильмы из раза в раз смотрятся на одном дыхании, мы стараемся поделиться такими фильмами со своими друзьями родными и близкими, и рекомендуем их обязательно к просмотру, а также смотрим эти фильмы с самыми близкими людьми (кто-то в обнимку).

-33

20-25 баллов (оценка 4) – фильм достойный внимания. Из такого фильма мы что-то выносим новое для себя, такой фильм запоминается, и мы, возможно, захотим пересмотреть его спустя время, а также фильм на нас как-то повлиял. Например, мы захотели побывать и побывали там, где снимался фильм, когда мы начинаем интересоваться историей, регионом, традициями, языком, что-то копать и изучать глубже после просмотра фильма, а также возможно запоминаем какие-то интересные уникальные моменты или фразочки из фильма.

15-20 баллов (оценка 3) – хороший фильм для массовой аудитории, но ничего примечательного и нового мы как правило для себя не выносим, по местам съемок фильма пройтись не захочется, съездить туда, где он снимался тоже. Про такие фильмы говорят: «На раз!». Кассу собрал, но навряд ли его будут зрители пересматривать.

10-15 баллов (оценка 2) – посредственное кино на любителя, когда мы не чувствуем, что оно нам зашло, мол такое себе, кому-то может понравится, но не мне!..

Менее 10 баллов (оценка 1) – отвратительная картина, не достойная внимания, которую даже можно не досматривать дабы не тратить свое драгоценное время! При просмотре такого фильма, даже зацепиться не за что, а при просмотре такого фильма в кинотеатре, хочется, не досмотрев фильм, просто встать и уйти.

Таким образом, я подвел итоги по фильму «Сердце пармы». Здесь все-таки, как говорится, на вкус и цвет… Я в рамках данной статьи оценил данный фильм из личных 6 параметров, ожиданий от фильма, которые сам выстроил. Допускаю, что возможно, я, как пермяк, был немного предвзят к этому фильму, может не верно сформировал ожидания перед походом в кино и соответственно не верно выстроил для себя параметры оценки… Но за что я могу точно ручаться, дак это за то, что я оценил данный фильм непредвзято и я оценил его как пермяк, не равнодушный к Пермскому краю, к истории своей семьи, края и страны!

-35

А также этот фильм все-таки замотивировал меня к определенным действиям:

1. Мне захотелось посетить Пожву, Майкор и Ильинский в Пермском крае, посмотреть, как выглядят эти города на берегу Камы в современности (поскольку именно эти города, как мне показалось, эти древние города явились прототипом Уроса в фильме).

2. Мне захотелось прочесть книгу «Сердце пармы» Алексея Иванова и уточнить для себя некоторые моменты касаемо погружения в пермский фольклор автора.

3. Я написал данную статью по фильму и включу этот фильм с свой список лучших фильмов, впервые просмотренных мною в 2022 году.

Моя оценка 4 подтверждается и тем, что мне в фильме очень запала в душу (я даже сам чуть не расплакался) и запомнилась сильная сцена, когда Михан не мог поднять телегу и заплакал, и после уснул спокойно на телеге! Это прям очень сильная и хорошая сцена, олицетворяющая, что недавно он мечом размахивал, в походы ходил, дела княжеские воротил по всей Пермской земле, а тут телегу уже поднять не может, что силы стали покидать его… Я подумал, тебе нужна помощь, чтоб твой сын как минимум был рядом, и вот он тут как тут, прям очень хорошая концовка фильма, мне очень понравилась!

Но все-таки, мне очень интересно, какова была ваша личная система оценивания данного фильма? Каковы были ваши ожидания и параметры по которым вы его оценивали и во сколько вы оценили фильм «Сердце пармы», какой вывод сделали и что нового вынесли лично для себя?

Если вам понравились мои параметры оценки, можете в комментариях прописать по 6 пунктам, как вы оцениваете данный фильм и какова ваша общая оценка исходя из моей шкалы оценивания :)

Из открытого момента, который я лично сам не понял, – это «Зимний закон» между Ламей и Хаканом. Напишите пожалуйста, кто в теме, что это значило? В фильме была сцена, когда Ламия отказалась выйти замуж за Хакана и они потом говорили, мол между нами «Зимний закон», что еще за «Зимний закон»?! Я не понял этот момент!.. То ли это закон природы, выживания или чего?!..

Делитесь вашим мнением в комментариях и всего доброго!

-38