Сегодня день великого святого – святителя Григория Паламы. Ему всегда бывает посвящено второе воскресенье Великого поста. Оно так и именуется: неделя святителя Григория Паламы. Главная мысль, которую святитель Григорий нес всей своей жизнью, своими проповедями и писаниями – о том, что каждый христианин призван к личному общению с Богом. Это общение достигается в сосредоточенной краткой молитве. При внимании и постоянстве она заквашивает собой всю жизнь человека, освящает его ум и сердце. Как правило, это молитва Иисусова: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». В ней вкратце сосредоточено все христианское учение, все Евангелие: вера в Божество Господа Иисуса Христа, в то, что Он – наш Спаситель, покаяние и надежда на спасение. Когда же это учение пришло на Русь? – Вероятно, практически сразу.
Дело в том, что святитель Григорий был практически современником наших святителя Алексия Московского и преподобного Сергия Радонежского. Годы его жизни – с 1296 по 1359. Соответственно, он был старшим современником преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392). И почти ровесником святителя Алексия, митрополита Московского (1292 – 1378). Общались ли между собой эти величайшие святые, оказавшие огромное влияние на православную жизнь, учение, мысль в Греции, на Руси и во всем мире? – Вполне вероятно. Дело в том, что святитель Алексий был поставлен в митрополиты Московские в Греции, патриархом Филофеем, поскольку Русская Церковь тогда еще не имела независимости от греческой. Произошло это в 1354 году. Патриарх же Константинопольский Филофей был последователем святителя Григория Паламы, его почитателем и по его кончине – инициатором его прославления в лике святых. Именно святитель Филофей составил первое жизнеописание святителя Григория Паламы. Соответственно, оказавшись при его дворе и проведя там некоторое время, святитель Алексий вероятнее всего, общался со святым патриархом (а патриарх Филофей прославлен в лике святых). Конечно, они беседовали об исихазме – учении об Иисусовой молитве. И как знать, может быть, русский святитель имел и личное общение со святым Григорием Паламой? И безусловно, возвратившись на Русь, святитель Алексий передал полученное в Греции духовное сокровище своему другу во Христе – преподобному Сергию Радонежскому.
Святитель Московский Алексий стал основателем многих русских монастырей. В частности, он основал первую в Москве женскую обитель – Алексеевский монастырь, первыми руководительницами которого стали его сестры, преподобные Иулиания и Евпраксия. Одно из наиболее известных его деяний – открытие Чудова монастыря в Кремле – в благодарность за дарованное по его молитве чудо исцеления ордынской ханши Тайдулы. Также с именем святителя связано создание и возобновление еще целого ряда обителей: Спасо-Андроникова (1357) и Симонова (1377) монастырей в Москве, Введенского Владычного в Серпухове, нижегородского Благовещенского. Также святитель стал основателем (или, по другим сведениям, возобновителем) Боголюбского мужского монастыря в честь святых Константина и Елены под Владимиром. В его память он также именуется Алексеевским. Таким образом, дух исихазма, по Промыслу Божию принесенный на Русь святителем Алексием, распространился во множестве монастырей при самом их основании. Это не могло не повлиять на весь путь Русского Православия.
Промысл Божий доверил нашему Фонду помогать одному из основанных святителем Алексием монастырей – Боголюбскому Алексеевскому. Мы собираем средства на мозаичную икону Пресвятой Богородицы «Владимирская», которая украсит возрождаемый братией этой обители Свято-Никольский храм в старинном селе Николополье. Больше узнать об этой удивительной красивой церкви и внести свой вклад в святое дело Вы можете здесь: https://fond-am.ru/projects/hram-svt-nikolaya-chudotvorcza-3/
#Фонд Архангела Михаила
#Неделя Григория Паламы
#Григорий Палама
#Исихазм
#Сергий Радонежский
#Алексий Святитель Московский
#Боголюбский монастырь
#Монашество
#Николополье