Европа восемнадцатого века была периодом изобилия клубов и обществ. В эпоху, предшествовавшую самым современным видам развлечений, движущимся экранам кино и телевидения, многие люди проводили свободное время в тавернах или пабах.
Но у высшего класса британского общества росло все более снобистское желание создавать общественные дома, где люди могли бы общаться друг с другом на основе членства.
Пожалуй, самым известным из этих клубов восемнадцатого века был клуб масонов, которые, согласно давней теории заговора, до сих пор дергают за ниточки экономического и политического мира. Но столь же противоречивое братское общество было основано в Британии в восемнадцатом веке: Клуб Адского Пламени.
Первый Клуб Адского Пламени
Есть некоторые споры о том, откуда появился первый Клуб Адского Пламени, с разными интерпретациями, предполагающими различное происхождение в Англии и Ирландии. Одно из наиболее распространенных ошибочных предположений состоит в том, что его основал сэр Фрэнсис Дэшвуд, печально известный английский повеса начала восемнадцатого века из богатой семьи. Позже он стал канцлером британского казначейства.
Дэшвуд действительно создал то, что он назвал (цитирую) «организацией культурных интересов».
Квалификация для вступления в то время заключалась в том, что нужно было просто посетить Италию в рамках того, что в британском высшем обществе было известно как Гранд-тур, и провести большую часть своего бодрствования в частичном или сильном опьянении.
Это было чем-то похоже на современные братские общества в некоторых университетах с упором на культуру пьянства. Но Дэшвуд не основал Клуб Адского Пламени.
Вместо этого организация, за которую он отвечал, была тесно связанной группой под названием «Общество дилетантов».
Хотя Дэшвуда часто ошибочно воспринимали как основателя Клуба Адского Пламени, растет мнение, что Филипп, первый герцог Уортон в Англии, основал первый Клуб Адского Пламени в 1719 году.
Он был весьма противоречивым персонажем, распутником, склонным к чрезмерному употреблению алкоголя и неприятию типичных социальных нравов середины восемнадцатого века. В этом отношении он был почти протоалистером Кроули . Своим своенравным образом жизни он привлекал других представителей британской знати.
Однако в 1721 году, всего через два года после своего первоначального основания в Англии, Клуб Адского Пламени был запрещен королем Георгом I. Следовательно, Клуб Адского Пламени в значительной степени переместил свою деятельность через Ирландское море в Ирландию. Таким образом, происхождение Клуба Адского Пламени, пережившего этот более ранний запрет, в основном лежит на меньшем из двух островов Атлантического архипелага.
Клубы Адского Пламени в Ирландии
Ирландия долгое время была самой непокорной частью Британской империи. Английская колонизация соседнего острова началась в конце двенадцатого века. Это продолжалось с перерывами более четырех столетий, прежде чем ирландское господство было полностью завоевано в начале семнадцатого века.
К восемнадцатому веку правящий класс этнически английских протестантов, протестантское господство, стал доминировать на острове благодаря культурному, экономическому и социальному апартеиду.
Они были очень богаты и имели много свободного времени. В этом контексте примерно через двадцать лет после того, как Уортон основал первый Клуб Адского Пламени в Англии, недалеко от столицы Дублина появилось отделение Клуба Адского Пламени.
Ходили слухи, что члены ирландского Клуба Адского Пламени участвовали в сатанинских ритуалах, находясь в сильном опьянении от напитка, известного как scaltheen, смеси горячего виски и топленого масла.
Говорят, что участники даже оставили пустой стул для Дьявола! Время от времени их встречи проходили в Дублине, в таверне «Орел» на Корк-Хилл, в тени Дублинского замка, резиденции британского правительства в Ирландии.
Любопытно, что таверна «Орел» также служила местом встречи масонов и других тайных обществ того времени, таких как Ганноверский клуб, подчеркивая, что такие общества играли центральную роль в обществе высшего среднего класса в эпоху Просвещения.
В конце концов, однако, ирландский клуб адского пламени обосновался в уединенном загородном домике на вершине гор Уиклоу, значительного горного хребта к югу от Дублина.
Лодж, названный Монтпилиер-Хилл, был продан в начале 1730-х годов одному из руководителей ирландского отделения Клуба Адского Пламени Уильяму Коннолли лордом Уортоном, основателем английского Клуба Адского Пламени, и стал местом встречи ирландцев Адского Пламени. Клуб. Уортон время от времени посещал его, несмотря на то, что в основном базировался за пределами Англии.
Клуб Адского Пламени сэра Фрэнсиса Дэшвуда
Однако, пожалуй, самый печально известный Клуб Адского Пламени, появившийся в восемнадцатом веке, был основан фигурой, которую мы уже видели. В 1755 году сэр Фрэнсис Дэшвуд , много лет назад основавший Общество дилетантов, решил основать новое отделение Клуба Адского Пламени на руинах старого цистерцианского монастыря на окраине Лондона на берегу Темзы.
Эта ветвь сделала общество таким же печально известным, как и стало, поскольку Дэшвуд и его соратники продолжили традицию пьянства и разврата, которая была характерна для более раннего Общества дилетантов.
Они стали известны среди британского высшего класса своим пьянством и аморальным поведением. Как и группу Уортона и ирландское отделение двадцатью годами ранее, ее поносили за предполагаемые сатанинские ритуалы.
Клуб Адского Пламени выжил далеко за пределы первых воплощений, основанных Уортоном в 1710-х годах, Коннолли и другими в Ирландии в 1720-х годах и Дэшвудом недалеко от Лондона в 1750-х годах.
В 1781 году, например, племянник Дэшвуда, Джозеф Андерсон, основал в Оксфорде Общество Феникса, которое фактически было новой версией Клуба Адского Пламени под другим названием.
Это продолжает быть частью университетской жизни Оксфорда более 240 лет спустя. Точно так же Клуб Адского Пламени существует в Ирландии и имеет ассоциации с Тринити-колледжем в Дублине и Университетским колледжем в Дублине.
Таким образом, связь между этими запойными высшими обществами восемнадцатого века и университетскими братствами двадцатого и начала двадцать первого веков остается прочной.