Найти тему
МК в Серпухове

Серпуховичка вошла в топ-100 писателей России

Национальное агентство по печати и СМИ «Русский литературный центр» в январе опубликовало топ‑100 писателей 2023 года. В список лучших авторов вошла поэтесса из городского округа Серпухов Юлия Воеводина. Мы поговорили о том, вдохновляет ли Серпухов на творчество, как найти остатки февраля в истоках марта и откуда приходит потерявшаяся муза.

    Юлия Воеводина. Фото из личного архива.
Юлия Воеводина. Фото из личного архива.

«Смущаясь, ставку делает на жизнь»

Юлия Воеводина — член Союза писателей России, заместитель руководителей литературных объединений «Клио» и «Серпейка», победитель ряда конкурсов, постоянный участник творческих мероприятий муниципалитета. Ее стихотворения любят и знают наизусть многие жители Серпухова. Победа в конкурсе стала неожиданностью — о радостном событии Юлии рассказали единомышленники в клубе «Клио».

— Я пишу для души, публикуюсь в разных сборниках. Участие в конкурсе стало для меня сюрпризом. Знала лишь, что мои произведения попали в сборник «День поэзии» Русского литературного центра, — рассказывает Юлия Воеводина. — Когда я читала произведения, которые подали другие авторы, думала, шансов у меня нет.

— И все-таки — победа федерального уровня! Отсюда вопрос: насколько для поэта важно признание?

— Постоянно смущаюсь, когда меня узнают на улице… Проще, когда человек воспринимает мои произведения и не знает, что я сейчас прошла мимо него. Делаю все для людей, для души — как песня, которую поют…

В голове не укладывается, что я попала в топ‑100 рекомендованных писателей. Получается, как у Маяковского: «Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?». Если я пишу стихи, значит это кому-то нужно. Одно мое стихотворение уже давно гуляет по просторам интернета — всего восемь строчек. Легкое, незатейливое, но стало одним из самых популярных произведений:

«Я нарисую в душах теплоту, В сердцах — добро, в глазах — искринки света. И людям подарю я поутру Улыбку — ту, что нежностью согрета. Я попрошу у радуги цвета: Раскрашу в них людское настроенье, Чтоб в мире жили только доброта, Тепло души и радости свеченье».

— Серпухов располагает к творчеству?

— Бывает, гуляешь, все красиво, живописно, но нет никакого вдохновения! А иногда… Например, стихотворение «В истоках марта». Утром бежала на работу: хмурый день, под ногами — грязный снег. И «торкнуло»:

«Остатки февраля в истоках марта По-своему прекрасны — оглянись!Состарившийся снег крапленой картой, Смущаясь, ставку делает на жизнь. Угрюмые ветра свою суровость Сменили на отчаянный порыв — В них чувственной весны беспрекословность Застыла до назначенной поры. Еще немного — и в пригоршнях вешних Природа встрепенется ото сна. И наши души трепетным и нежным Касанием порадует весна».

И думаешь: «Вот это номер!». Иногда вдохновляет и окурок на дороге — как-то вплетается в стихотворение. Порой варишь суп, чистишь картошку — приходят мысли. Все бросаешь и начинаешь писать. Хотелось бы понять, откуда приходит муза — это загадка еще со школьных времен…

    Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Фото из личного архива.

«В моей версии хозяйка взяла зонтик…»

— Когда Вы начали сочинять?

— Наверное, когда научилась разговаривать. Мне не понравилось, что зайку бросила хозяйка. В моей версии хозяйка взяла зонтик, вернулась за зайкой, принесла домой и укрыла одеялком — у истории, по рассказам моих родителей, появился счастливый финал.

— С тех пор стали появляться стихотворения?

— Еще будучи девчонкой, втайне от всех писала стихи и прятала. Порой даже возникало желание бросить сочинять, но не получалось — строки сами просились на бумагу. Была газета «Пионерская правда» и «Комсомольская правда», там я увидела публикации Ники Турбиной, Виктории Ветровой — они меня вдохновляли; читая их произведения, пыталась что-то писать. Девочки были моими ровесницами — и уже публиковались!

И если бы тридцать лет назад кто-то сказал, что наши произведения будут опубликованы на страницах одного сборника, я бы сочла этого человека сказочником и фантазером. Однако лет семь-восемь назад вышел сборник «Триколор» Союза писателей России, где по соседству со стихами Виктории Ветровой оказались и мои произведения. Поэтому сегодня могу смело утверждать, что невозможное возможно.

— Поэзия занимает основное место в Вашей жизни или совмещаете творчество с работой?

— Если бы это как-то поощрялось, то вполне могло бы стать основной деятельностью. Писать стихотворения, прозу — мне это нравится. А так — просто увлечение для души. Работаю корректором в газете и по совмещению заведующей одной из сельских библиотек нашего городского округа.

«Не дано аисту быть черепахой»

— Когда читала биографию, удивило, что по образованию Вы бухгалтер…

— Это первое образование. Поступила учиться на секретаря, потом открыли отделение бухгалтерского учета. Мама настояла: «Иди! Я всю жизнь в бухгалтерии, и тебя научат». Я старалась… Но не дано аисту быть черепахой.

— Как появляется желание записывать чувства в стихах?

— Спонтанно. У меня даже на кухне лежат листочки и ручки, у кровати тоже. Ночью, когда просыпаюсь, записываю. Иначе наутро забывается. По улице иду — наговариваю на диктофон.

— Мысли рождаются уже в форме стихотворных строк?

— Да, но очень много лежит недописанных текстов. Бывает, пришло начало, потом отвлекают, и теряется сразу мысль, улетает муза. Или думаешь, что закончила, перечитываешь и понимаешь: чего-то не хватает.

— Как у автора, вошедшего в топ‑100 писателей, хочется спросить: что такое поэзия?

— Поэзия — это крик души. Иногда радостный, иногда грустный.

    Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Фото из личного архива.

— Где проходит грань между зарифмованными строками и поэзией?

— Зарифмованные строки может придумать каждый. А поэзия — это что-то более глубокое, со смыслом, чтобы цепляло. Над этим не думаешь. Просто пишешь, и все.

«Давай устроим разбор полетов»

— Плохая рецензия может испортить настроение?

— Если это будет рецензия от грамотного человека, то нет. Такие люди не позволят себе написать публично плохие слова, они деликатно скажут: «Надо пообщаться. Давай устроим разбор полетов». Уважающий себя человек не опустится до жесткой критики в публичном поле и выразит свои мысли корректно. Некоторые обижаются на критику. Меня это воодушевляет: делаю работу над ошибками и иду дальше.

— С течением жизни темы творчества менялись?

— Скорее, пополнялись. Если поначалу — любовь, романтика, лирика, то потом появились природа, город, философские размышления.

— У Вас есть табу в литературе?

— Самое тяжелое — писать о войне. У меня мало таких стихотворений. Хотя мыслей в голове много. Еще я никогда не напишу о насилии, расизме, жестокости и прочем зле. Это не мои темы.

— Какое место отведено поэзии в 21 веке?

— Мне кажется, поэзия вытеснена. Сейчас люди мало читают — все заменили телефон и интернет. Хорошие авторы есть: мне нравится тверская поэтесса Марина Крутова — необыкновенные стихотворения; Ирина Астахова (Ах Астахова), Сергей Антипов и многие другие. Недавно была на презентации коллективного сборника в Москве, меня приятно удивила молодежь — мастерски закручивают, просто поражаешься: откуда в 16–17 лет такие мысли?

«Мам, кого из нас ты больше любишь?»

— Есть ли у современных поэтов творческие кризисы?

— И даже затяжные — до полугода. То пишешь в месяц по пять-десять стихотворений, то в год еле-еле двенадцать. И причина до сих пор неясна… Или в Тарусе по берегу Оки пройдешь, Паустовского за руку подержишь, собаку его погладишь, с Беллой Ахатовной пошепчешься, с Мариной Ивановной поговоришь. Приезжаешь домой окрыленная, но…пустота. А бывает, кошка пришла, мяукнула — и вдохновение появилось.

— Вы пишете не только стихи, но и прозу?

— Прозы немного, есть и детские рассказы, которые опубликованы на Стихи.ру. Над ними даже не работаешь — выплеснулось, написала, и дело закончено. Однажды сестра попросила сочинить что-то сыну в школу о правилах дорожного движения. Я долго думала, и меня осенило: клен! В нем есть вся палитра красок светофора, отсюда и оттолкнулась — получился рассказ.

— Есть ли среди всех Ваших произведений самое-самое любимое?

— Стихотворения — как дети. Однажды мои трое детей подошли и спросили: «Мам, кого из нас ты больше любишь?». Я ответила: «Когда берешь большую свечку и зажигаешь от нее другие, становится ли пламя меньше? Нет. Так вот, большая свечка — мама, а вас трое. Поровну разделился огонь? Конечно!». Так же и стихотворения: к одному относишься как к хиленькому ребенку, жалеешь… Сильным — гордишься, его читают, печатают.

— Что посоветуете тем, кто пишет?

— Не бояться критики, прислушиваться к советам! Бывает, одно слово или фраза могут испортить хорошее стихотворение. Автор обижается, что его не публикуют, однако не прислушивается к опытным наставникам. Работа над ошибками — это важно.

— Какие планы и мечты после столь масштабного признания?

— Я буду продолжать писать для души. Совершенствовать то, что есть, учиться новому и радовать читателей. Мне кажется, как у песен есть свой слушатель, так и у произведений есть свой читатель. У меня есть мечта: чтобы мои произведения вошли в детские учебники. Послушать поэтов и поделиться своим творчеством можно в библиотеке им. А. П. Чехова. Каждая третья среда месяца в 18:30 — ЛИТО «Клио», каждая третья пятница в 17:30 — ЛИТО «Серпейка». Юлия Воеводина размещает свои произведения на портале Стихи.ру, публикуется в различных журналах, сборниках Москвы, Тулы, Санкт-Петербурга и других городов, участвует в интернет-проектах.

Автор: Полина Никитина