Найти тему
Proзнания

Почему ваше UX-портфолио — отстой и как это исправить

Оглавление

Сегодня многие UX-дизайнеры уделяют основное внимание оттачиванию своих технических навыков. Разумеется, вас вряд ли возьмут на работу, если вы ни разу не видели Фигму. Но знаете, что еще важно? Умение продать себя.

Именно поиск работы является одной из самых больших проблем, с которой сталкиваются дизайнеры сегодня — а вовсе не недостаток навыков и умений.

UX-дизайн — одна из самых доступных современных отраслей, порог входа в неё невысок и не требует серьёзного художественного бэкграунда. При современном обилии курсов практически любой может изучить основные навыки, научиться проводить интервью с заказчиком, составлять пользовательский процесс, делать прототипы интерфейса — не говоря уже о том, что при достаточном количестве свободного времени всё это можно изучить бесплатно.

При такой высокой конкуренции оригинальное портфолио — единственный способ выделиться. И всё же многие дизайнеры не могут его составить, хотя это как раз та проблема, которую нужно решать с помощью креатива. Рассказываем, как именно.

Основные ошибки

Подобно тому, как великие умы мыслят одинаково, ошибки у большинства джунов также очень похожи. И вот основные.

Нет конкретики

Главный грех и недостаток основной массы UX-портфолио — размытость и неинформативность. Они ничего не рассказывают ни о личности автора, ни о том, какие конкретно проблемы ему приходилось решать.

Вот типичные фразы, которые можно в них встретить:

  • Я junior UX-дизайнер, увлеченный решением пользовательских проблем
  • Я сконструировал персонажа, чтобы отразить целевых пользователей приложения
  • Я внимательный, ответственный, стрессоустойчивый!

Но что это именно за проблемы, для чего нужна настолько подробная детализация целевой аудитории и в чём заключается внимательность и ответственность, остается за рамками. Складывается впечатление, что новое поколение дизайнеров разучилось рассказывать истории — о себе и о проделанной работе.

Ваша работа — это история, а не выдернутый из контекста пример успешно сданной работы. То, что значение имеют только успехи — большое заблуждение. Хотя удачный пример доказывает, что вы добились успеха, он ничего не сообщает о том, как именно вы это сделали и как справились с неудачами и провалами.

Слишком много дизайнеров показывают только «хорошие» вещи. И это выглядит фальшиво: для дизайнера, тем более начинающего, нереально постоянно показывать отличный результат. А значит, либо вы неискренни, либо заблуждаетесь, либо и то, и другое.

Наполните портфолио кейсами. Используйте вступление, среднюю часть, кульминацию и развязку. Какие вводные были у задачи, какие цели стояли, какие трудности возникли и как вы их решили. Никто не хочет читать одинаковые истории без загадок, уроков и последствий. Дизайн так не работает.

Нет индивидуальности

Знаете, что выделяет вас, когда ваша работа находится на уровне сотен конкурентов?

Правильно: ваша индивидуальность. Так что позвольте своей личности сиять.

Вот почему так важно написать в резюме биографию, разобраться с личным брендом или потратить немного времени на то, чтобы понять, какой формат портфолио лучше всего подходит для того, чтобы сделать вас уникальным кандидатом на работу.

Слишком многие дизайнеры пренебрегают силой личного бренда и личной истории. Нанимая нового члена команды, эйчары смотрят не только на технические навыки — но и на мотивацию человека, его личные качества, на то, насколько он способен вписаться в корпоративную культуру.

Поэтому уделите время своей персональной истории. Что привело вас в UX-дизайн? Сделайте себе одолжение и ответьте на этот вопрос. Хотите ли вы разрабатывать приложения? Хотите ли вы работать в определенной отрасли? Где вы хотите специализироваться в будущем? Разобравшись с этим, вы сможете избавиться от третьей распространённой ошибки.

Нет специализации

Огромное количество джуновских UX-портфолио грешат тем, что демонстрируют слишком много работ отовсюду. Может показаться, что большое количество разнообразных работ создает хорошее впечатление, но на самом деле это не так. Отсутствие специализации ставит вас в невыгодное положение, потому что ни эйчар, ни руководитель команды не может понять, в чем именно вы преуспели.

Недостаточная сосредоточенность на том, чем на самом деле хочется заниматься, мешает не только найму, но и собственному развитию.

Так что получите чертову специальность. Найдите направление, которое вам нравится, и развивайтесь в нем.

Платформы для публикации

Иронично, что многие UX-дизайнеры не могут и не хотят разрабатывать свой собственный сайт — и либо вовсе его не заводят, либо не развивают существующий. Тем не менее, собственный сайт — мощный инструмент как личного брендинга, так и демонстрации собственных работ.

Создавая собственный веб-сайт, избегайте готовых шаблонов. Вместо этого обратитесь к референсам: посмотрите сайты других дизайнеров и выберите то, что вас вдохновляет. Референсы, позаимствованные у высококачественных профессионалов, будут выглядеть в вашем портфолио намного лучше, чем расхожие шаблоны.

Если у вас нет возможности сделать сайт самостоятельно, наймите профессионала, который сделает это за вас. Или используйте другую платформу: помимо сайта существует множество различных способов представить свою работу.

PDF-файл

Этот формат предоставляет свободу в оформлении работ и легко читается на большинстве устройств без проблем с версткой. Такой подход хорош для студентов, которые не могут позволить себе сайт. Однако при этом вам может не хватать какого-то онлайн-пространства, которое можно было бы назвать своим и персонализировать.

Платформы для дизайнеров

Среди них — Behance, Dribble и другие. Вроде как тот же PDF, но при этом у вас есть свой публичный онлайн-профиль. Это отличная отправная точка для начинающих профессионалов. Кроме того, используя платформы, вы можете смотреть портфолио других специалистов и вдохновляться какими-то примерами для себя.

Notion

Notion очень популярен среди дизайнеров, которые любят аккуратно документировать свою работу. Гибкая и настраиваемая среда позволяет самым тщательным образом организовывать материалы и документы. Бесплатных функций этой платформы хватит для решения большинства задач. Словом, если вы помешаны на аккуратности и организованности — присмотритесь к Notion.

Medium

Бесплатный публичный профиль для дизайнеров, которые любят писать. Размещайте тематические исследования, высказывайте свою точку зрения на актуальные проблемы отрасли, демонстрируйте себя любым другим способом. Это хороший способ создать личный бренд.

Figma Prototype

Сайты, собранные на Фигме, могут выглядеть довольно однообразными, но если вы уверены, что сможете впечатлить аудиторию оригинальным контентом, действуйте. Это бесплатно, и к тому же позволяет попрактиковаться в Фигме.

Проведите свое исследование, взвесьте все плюсы и минусы каждой доступной вам платформы и примите решение. Выбор есть всегда.

Три шага к хорошему UX-портфолио

Из первой части вы узнали, как делать не следует. Теперь рассмотрим, как создать портфолио, которым можно гордиться.

Используйте референсы

Некоторые эксперты в области дизайна спорят, существует ли оригинальный контент вообще. Возможно, в дизайне не существует оригинальности — ведь мы постоянно вдохновляемся тем, что нас окружает, делаем оммажи мастерам прошлого и переосмысливаем известные работы. Это справедливо и при создании портфолио.

Когда вы вслепую используете готовый шаблон портфолио, ваша работа сразу становится скучной. Не вдохновляющей. Неинтересной. Просматривая такое портфолио, менеджер по найму видит лишь очередной типовой шаблон.

Говорят, что незаменимых специалистов нет, но ведь каждый человек уникален. У всех нас есть свои симпатии и антипатии, у всех нас есть любимые стили. Чтобы создать вау-эффект — или хотя бы попытаться — найдите в работах других то, что восхищает именно вас.

Проведите время на портале Bestfolios.com или Issuu.com. Посмотрите сайты любимых дизайнеров. Вдохновляйтесь.

Смоделируйте свой дизайн…

Прежде, чем приступать к работе над проектом, мы почти всегда набрасываем черновик или каркас. Так почему бы не сделать это для собственного портфолио?

Дизайнеры, особенно начинающие, очень волнуются по поводу заполнения своего портфолио. Кажется, нужно как можно скорее его закончить, чтобы начать откликаться на вакансии. Тогда новички сосредотачиваются на завершении — вместо того, чтобы пробовать разные способы.

Разумеется, работа над портфолио отнимает много времени. Без него получить работу практически невозможно. Но и плохое портфолио получить работу не поможет.

Создайте разные проекты портфолио, покажите их друзьям и знакомым. Такое исследование поможет вам определить, что именно смотрится наиболее выгодно и оригинально. Не важно, какую платформу вы выбрали для размещения своего портфолио. Потратьте время на создание лучшего портфолио, на которое вы способны, и это наверняка окупится.

…И переделайте его заново

Многие дизайнеры переделывают свое портфолио каждый год. Некоторые профессионалы с большим стажем делают это раз в квартал.

Мы постоянно растём как дизайнеры. Те, кто прилагает больше усилий, растут гораздо быстрее — и портфолио должно отображать актуальный уровень. То, что вы собрали год или два назад, не может точно отобразить ваш рост, поэтому целесообразно провести редизайн.

С каждым новым дизайном вы можете совершенствоваться, находить новые инструменты, учиться задавать новые вопросы. Актуализируйте своё портфолио, добавьте новые работы — пусть они еще больше выделяют вас как автора.

Возьмите эти советы на вооружение. Развивайте собственную презентацию, не бойтесь вызовов и трудных задач. Избегайте шаблонных решений. В конечном счете все усилия приведут вас к успеху.

И сделайте, наконец, оригинальное портфолио.

Если вам нравится то, что мы публикуем в блоге, и вы хотите поддержать нашу работу, пожалуйста, подпишитесь на нас.