Я думаю, многие из нас задумывались, почему же в 19 веке в России был столь потрясающий расцвет культуры, искусства и науки? Может воспитание детей было какое- то особенное? Однако начать стоит с женщины. Да - да, именно, с женщины и ее образования.
Еще с начала XVIII века, в царствование Петра I, столь важный в женской жизни вопрос, как замужество, неожиданно связался с образованием. Петр специальным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не могут подписать хотя бы свою фамилию, – не венчать.
Однако, не следует думать, будто до Петра женщины в России были неграмотными. И берестяные грамоты найденные в Новгороде тому подтверждение.
То, что женщина являлась юридически грамотным и ответственным перед законом лицом, подтверждает ряд грамот. Женщина даже могла обратиться за помощью к судебному исполнителю в том случае, если были нарушены её права в сфере семейных отношений, т. е. когда она терпела притеснения от кого-либо из членов семьи.
Однако, именно с царствования Петра 1, начинается новый этап в истории русской женской культуры. Женщина становится читательницей. Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к ребенку. Пока мужчна занят военной, дипломатмческой или чиновничьей службой, детский мир создает женщина. А для того, чтобы создать его, женщине необходимо много пережить, передумать.
Итак, в 70—90-е годы XVIII века женщина становится читательницей. В значительной мере складывается это под влиянием двух людей: Николая Ивановича Новикова и Николая Михайловича Карамзина.
Николай Новиков, посвятивший свою жизнь пропаганде Просвещения в России, создал новую эпоху и в истории русской женской культуры. Разумеется, женщины читали книги и до Новикова, но он первым поставил перед собой цель сделать женщину – мать и хозяйку – читательницей, подготовить для нее продуманную систему полезных книг в доступной для нее форме.
Никколай Карамзин начал свою просветительскую деятельность в школе Новикова и под его руководством. Вместе со своим другом А. П. Петровым он редактировал новиковский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785–1789). Читателями журнала – впервые в России – были дети и женщины-матери.
Однако Карамзин вскоре разошелся с Новиковым. Новиков, видя в литературе в основном прикладную педагогику, считал, что России нужна нравоучительная, полезная книга. Карамзин же, поэт и один из самых блистательных деятелей русской литературы XVIII века, считал, что искусство нравственно и без надоедливых моральных нравоучений. Оно педагогично именно тогда, когда не заботится о педагогичности.
Юная Анна Евдокимовна Карамышева, вопитывалась в семье писателя Михаила Хераскова. И в то время, романы казались столь опасными для нравственности, что когда в доме Хераскова говорили о них, а романы тогда были такие скучные, такие нравственные, то Карамышеву, уже замужнюю женщину, просто выставляли из комнаты! Это – 70-е годы XVIII века. Так было в семье, ориентированной на патриархальный уклад. Но мать Карамзина уже в это время читала и давала читать сыну те модные романы, которые через десять лет наводнили большинство дамских библиотек. Романы эти тоже наивны, но впоследствии Карамзин скажет, что человек, который плачет над судьбой героя, не будет равнодушен к несчастьям другого человека. В наивных, смешных уже в эпоху Пушкина книгах сквозила гуманная мысль, и они действовали, может быть, лучше, чем нравственные уроки, излагаемые в форме прямых наставлений.
Пройдет еще немного времени, и Татьяна Ларина – девушка 1820-х годов – появится перед читателем «с французской книжкою в руках, с печальной думою в очах».
Подписывайся, тут о загадках Востока, эстетике прошлого и любви к русской культуре.
Сылка на Ютуб в шапке профиля.
#история #историяроссии #культура #культураросии #историяженщины
#золотойвек #19век #женское образование
Список литературы:
1. Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). Издательство АСТ: 2020.-600с.
2. Зализняк А.А. Древне-Новгородский диалект. М. 1995.
3. Лотман Ю. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М. Даниэля, сост. Р.Г. Григорьева. Спб.: Академический проект, 2002. 543 с.