С момента своего появление маркетплейсы стремительно занимают нишу онлайн-продаж, вытесняя классические интернет-магазины. Как показывает статистика, в России онлайн-продажи через маркетплейс, в первой половине две тысячи двадцать второго года выросли до 47,9%. По сравнению с 2021 годом, когда их доля среди всех онлайн-продаж занимала 39,7%, это, на первый взгляд, не слишком много. Но в относительном выражении, это более чем в три раза превышает прирост всей электронной торговли. Учитывая столь стремительный рост, компания Data Insight составила прогноз на 2024 год. В нём говорится, что общая доля продаж через маркетплейсы от общего объема онлайн-торговли составит 54%. Это говорит о чрезвычайно высокой эффективности реализации продукции через такие площадки. Однако, многие предприниматели опасаются переходить на эту платформу из-за специфики процесса подготовки товара. И действительно, подготовка товара для отгрузки на маркетплейс достаточно сложна и стандартизирована.
При этом, даже небольшая ошибка может привести к отказу размещения на складе или блокировке к продаже. Что в свою очередь приведёт необходимость дополнительных затрат и убыткам.
Эффективным решением данной проблемы является передача процесса предпродажной подготовки товара на аутсорс, полностью или частично. Такая услуга получила название фулфилмент. Её предоставляют, как сами маркетплейсы, так и внешние операторы. Хотя услуги маркетплейсов являются более дорогостоящими, и опять же требуют определённой подготовки товара перед сдачей на склад.
Фулфилмент для селлеров – что включает услуга
Фулфилмент – это комплексная услуга, которая в зависимости от компании подрядчика может включать различный перечень процессов по хранению, обработке, транспортировке и доставки товаров либо на склад маркетплейса, либо непосредственно покупателю. Главной задачей услуги является выполнение всей операционной работы с товаром, а также формирование наиболее выгодных решений минимизирующих затраты на логистику, хранение и обработку.
Продавец, заказавший услугу фулфилмента, не имеет необходимости в аренде складских помещений, покупке соответствующего оборудования, обучении и содержании персонала. Оплата осуществляется исключительно за объем оказанных услуг. Также наблюдается значительная экономия времени в обработке заказа, так как фулфилмент-оператор оперативнее упаковывает и перевозит товар. Быстрое поступление товаров в продажу позволяет повысить обороты и доходы. Делегирование логистики и обработки товара на фулфилмента-аутсорс позволяет избежать ошибок и связанных с ними дополнительных издержек, поэтому рекомендуется, как начинающим предпринимателям, так и опытным с большим оборотом.
Практичность услуги фулфилмента
Заказав фулфилмента-аутсорс, предприниматель или компания получают следующие преимущества:
- Минимизация или полное исключение затрат на склад, его оборудование и персонал;
- Оплата осуществляется только за реально предоставленные услуги, что подтверждается договором;
- Существенно расширяется география продаж;
- Экономятся средства и время на приёмку, проверку, упаковку, маркировку и отправку.
Кроме того, в зависимости от компании аутсорсера, могут выполняться и другие второстепенные задачи.
Целесообразность и область применения
Услуга фулфилмента будет полезна, как начинающим селлерам, которые только открыли интернет-магазин, так и крупным организациям, имеющим разветвленную структуру и большие объёмы продаж. В первом случае предпринимателю нет необходимости вкладываться в аренду складских помещений и логистику. Во втором случае, фулфилмент оптимизирует структуру бизнеса, снижая расходы на штатный персонал. Позволяет расширить географию продаж и даёт возможность работать сразу с несколькими маркетплейсами.
Немаловажным фактором является доступная стоимость услуги. Обработка товара, включающая прием на склад, хранение, комплектация заказа имеет вполне доступную цену. Кроме того, оплата осуществляется по факту - за количество реально отгруженного товара. Наиболее целесообразно заказать данную услугу компаниям, которые не могут себе позволить аренду больших складских помещений и оплату персонала. Особенно если нет ясности в объемах поставок и количестве заказов.
В соответствии со статистикой, которую собрала компания DataInsight, мониторившая рынок фулфилмента в России, количество коммерческих организаций и частных предпринимателей которые воспользовались этой услугой начиная с 2018 по 2022 год выросло на 82%. Заказчиков можно разделить на две основные категории:
- Крупные торговые сети и бренды, оптимизирующие расходы на содержание складских помещений. Заказывают комплексные услуги обеспечивающие функционирование интернет-магазинов;
- Производители, начинающие продавцы и небольшие интернет-магазины. Как правило, представитель этой категории не имеют большого опыта продаж через маркетплейсы, поэтому заказывают дополнительные услуги.
Модели фулфилмента FBO и FBS – основные отличия
Существует два основных варианта отношений поставщиков с маркетплейсами:
- FBS - поставщик имеет в собственности или арендует склад, на котором содержится основной объём товара. Доставка в маркетплейс осуществляется по факту заказа. После оформления заказа на сайте комплектацию, упаковку и маркировку осуществляет поставщик. После чего заказ доставляется на площадку маркетплейса, что позволяет существенно сэкономить на комиссии. Данная модель предусматривает два варианта сотрудничества:
Самостоятельное обеспечение логистических операций. Предусматривает хранение продукции на собственных сладких площадках. После получения с маркетплейса заявки все процессы ее обработки и формирования заказа ложатся на поставщика. После формирования заказа направляется в сортировочный центр маркетплейса.
Делегирование задачи аутсорсинговой компании. Все функции по обработке товара, начиная от хранения надлежащих условиях и заканчивая отправкой, выполняет фулфилмент центр. Такой способ сотрудничества гораздо проще, так как все рутинные операции переводится в аутсорс. Кроме того, экономится средства на аренду помещений и оплату персонала. - FBO - все задачи по исполнению заказов выполняет маркетплейс. Поставщик упаковывает и маркирует товар в соответствии с требованиями маркетплейса. После чего он отгружается для хранения на складе. После оформления заказа работники маркетплейса сразу же отправляют товар на пункт выдачи заказов. Но перед отправкой товаров, нужно правильно упаковать их согласно требованиям маркетплейса и найти транспортную, которая доставит ваши товары на склад. Делегируя упаковку и доставку фулфилменту, мы экономите свое время.
Что входит в услуги фулфилмента
Объем услуг фулфилмента довольно широк и включает полный перечень процессов необходимых для работы с маркетплейсами. Поставщик вправе выбрать определённые услуги, частично или полностью делегируя следующие процессы работы с товаром аутсорсинговой организации - фулфилмент-оператору:
- Отгрузка. На склад оператора доставляются товары от производителя, транспортной компании или торговой структуры либо продавцом, либо самим оператором. При получении контролируется комплектация, целостность упаковки и товара, возможность предоставления видео и фотоотчёта приемки;
- Приёмка. Контролируется количество: паллетами, коробами, штуками;
- Проверка на брак. При отправке товара со склада в компании производителя осуществляется проверка изделий на комплектацию, брак, сверка с накладной. При обнаружении недочетов производится согласование способов устранения с заказчиком. Возможно предоставление фото бракованных изделий с вариантами устранения. Решение о дальнейших действиях - возврате товара или устранения брака принимает продавец.
- Упаковка и маркировка. Производится в строгом соответствии со стандартами маркетплейса. Стоит учитывать, что практически каждый маркетплейс разрабатывает свои требования отличающиеся от конкурентов. Нарушения в упаковке приведут к отказу принять товар на складе. Ошибки в маркировке могут стать причиной потери товара или его перевода в категорию обезлички.
Такой товар необходимо забирать обратно со склада маркетплейса, что приводит к задержке заказа и дополнительным затратам. Кроме того существуют и другие негативные факторы связанные с ошибками в упаковке – негативные отзывы покупателей, снижающие рейтинг. Они являются следствием получения вышедшего из строя, грязного или утратившего свой презентабельный вид товара. - Хранение на складе. Компания аутсорсер обеспечивает оптимальные условия для хранения товара: температурно-влажностный режим, специальные стеллажи, мелкоячеистые или напольные оборудованные места хранения.
- Отгрузка и доставка. Осуществляется на склады маркетплейса. Компания аутсорсер несет ответственность за сбор заказа, маркировку, комплектацию, приём на складе маркетплейса.
- Дополнительные услуги. Фото и видео сопровождение, разработка дизайна и заполнение карточек товара, СЕО-наполнение магазина и продвижение карточек в маркетплейсе, сертификацию товара, ведение личного кабинета и т.п.
Сотрудничество с фулфилмент-оператором - ключевые выгоды
Заказав услугу фулфилмента, продавец получает следующие преимущества:
- Товар может быть реализован в различных маркетплейсах: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет или Сбермегамаркет;
- Продавец не нуждается в собственном складе и персонале;
- Нет необходимости в формировании системы логистики и в сотрудничестве с транспортными компаниями;
- Возможность сэкономить финансовые ресурсы и перенаправить их на развитие коммерческой деятельности: формировании стратегии, масштабирование магазина, расширение его ассортимента, рекламные кампании по привлечению покупателей;
- Оптимизируются расходы и страхуются потенциальные убытки от скачков продаж - в периоды максимальных нагрузок оператор предоставляет дополнительные площади. Оплата осуществляется исключительно за выполненные заказы;
- Повышается оперативность обработки, что положительно сказывается как на скорости выполнения заказов, так и на прибыли;
- Снижаются риски – ответственность за сохранность товара несет оператор (определяется в договоре).
Неоспоримыми преимуществами работы провайдера являются:
- Универсальность - имеют опыт работы со всеми видами коммерческой деятельности;
- Имеются процедуры выхода из кризисных ситуаций: пиковые нагрузки, различные виды форс-мажора;
- Обработка и хранение полного комплекта документации и другой информации по товару;
- Наличие регламентов подготовки различных видов товара;
- Налаженное взаимодействие с компаниями перевозчиками.
Фулфилмент-аутсорс - это оптимальная стратегия для стремительно расширяющихся компаний. С его помощью можно полностью покрыть быстрорастущий спрос и при этом обеспечить быструю доставку заказов покупателям, что положительно скажется на рейтинге.
Однако у фулфилмента существуют и определённые недостатки:
- Запутанная тарифная сетка. Провайдер может взимать оплату различными способами:
- 5-10% от оборота;
- Фиксированная, за каждую операцию;
- Абонемент, включающий разные типы услуг;
- Индивидуальная тарификация и т.п.
- Отсутствие доступа к складу и невозможность проконтролировать текущее состояние продукции;
- Отсутствие коммерческой гибкости. Предприниматель вынужден соглашаться с графиком работы провайдера, многие из которых не работают в выходные;
- Ограничения по вариантам доставки и отсутствие оперативной доставки.
- Также присутствует риск мошенничества и работы неквалифицированного персонала.
Тем не менее, преимущества фулфилмента более весомы. Начиная от строго складского учета, оплаты только за занятые места и равномерного темпа работы, на которой не влияют пиковые нагрузки и заканчивая возможность в любой момент сменить провайдера, что гораздо проще чем нанять новый персонал.
Одним из главных доводов в пользу привлечения фулфилмент центра является полное делегирование всех рутинных процессов, что освобождает ценное время для развития бизнеса.
Критерии выбора оператора
Выбирая фулфилмент оператора, рекомендуется обратить внимание на следующие критерии:
- Опыт работы на рынке и наличие клиентах крупных компаний;
- Расположение складских помещений их объем и обустройство. Особенно важно для товара требующего особых условий хранения;
- Ассортимент предлагаемых услуг, включая дополнительные, наличие комплексных пакетов обслуживания;
- Тарификация - наличие прозрачной тарифной сетки, дающей возможность точно определить будущие расходы;
- Штат - определяет оперативность выполнения работ;
- Возможности доставки. Перечень транспортных и курьерских компаний партнёров.
Fulfillment Go! - особенности оператора
Обратившись за услугой фулфилмента в компанию Fulfillment Go! вы получите:
- Теплый склад с охраной и графиком работы 24/7 с возможностью доступа для контроля работ;
- Широкий перечень специалистов, начиная от водителей и упаковщиков, и заканчивая копирайтерами, СЕО-специалистами для ведения карточек товара;
- Оперативное выполнение работ - партия товаров за 4 дня;
- Оперативная отгрузка на склады любых маркетплейсов расположенных в Москве и Московской области;
- Заключение договора с точными фиксированными ценами;
- Прикрепление персонального менеджера - поможет в выборе упаковки для товара;
- Полный перечень логистических услуг поставки товаров.
Переходите на сайт компаний: https://fulfilment-go.ru/
Подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/fulfilment_go