Практически одновременно появились сообщения о появлении на украинском театре боевых действий двух типов современных авиационных боеприпасов — американских и российских.
Украинские ВВС получили американские управляемые авиабомбы JDAM-ER, сообщил командующий ВВС США в Европе генерал Джеймс Хекер. Разработка компании Boeing способна поражать цели на расстоянии до 72 км при сбросе с высоты в 14 км.
«Недавно мы направили на Украину высокоточные боеприпасы, которые имеют увеличенную дальность применения и могут применяться с большего расстояния, чем свободно падающие авиабомбы, и обладают высокой точностью. Это недавняя возможность, которую мы смогли реализовать в последние три недели», —цитировал Хекера портал The War Zone.
По словам генерала, в распоряжении украинских ВВС имеется «некоторое количество» таких бомб, которые пока не могут повлиять на ход боевых действий.
О том, что бомбы могут быть поставлены на Украину, ещё в феврале сообщало агентство Bloomberg. Тогда же сообщалось, что командование ВВС США заказало у концерна Boeing партию боеприпасов JDAM-ER. Заказ должен быть выполнен до 30 июня этого года.
Практически одновременно с сообщением генерала Хекера, пресс-секретарь командования украинских ВВС Юрий Игнат заявил о том, что российские военные самолёты начали активно применять планирующие авиабомбы УПАБ-1500Б. С ее помощью можно поражать цель на расстоянии до 50 км при высоте сброса в 15 км.
Использование таких боеприпасов выявляет слабые места в украинской ПВО и требует поставок дополнительных вооружений, в том числе истребителей.
«Самолеты более мобильны, они могут вылетать на перехват тех же бомбардировщиков, и ракетами с дальностью более 150 км отгонять хотя бы те самолеты и не давать им возможность сбрасывать эти бомбы. Именно для этого нам нужны современные истребители. Потому что наши советские самолеты этого сделать не могут», — приводила слова Игната «Украинская правда». Этот же представитель командования ВВС противника признал, что российские бомбы УПАБ могут наносить значительно больший урон, чем ракеты.
Впоследствии некоторые украинские военные опубликовали фото — и видеоматериалы, которые свидетельствуют о применении по их позициям авиабомб большой мощности. Ранее такого «никогда не было», утверждают в ВСУ.
На самом деле свидетельства о применении нашей авиацией новейших боеприпасов появлялись и ранее, отмечает источник ИА REGNUM — ветеран Воздушно-космических сил России.
«Ещё год назад публиковались фотографии авиабомб УПАБ-1500Б на подвеске фронтовых бомбардировщиков. Возможно, нынешняя реакция вызвана тем, что применение бомб приняло массовый характер», —полагает собеседник. Он отметил: пресс-службой 1-го Донецкого армейского корпуса ВС России в последнее время регулярно публикуются видеозаписи ударов по украинским позициям на ряде направлений, которые свидетельствуют об использовании новейших авиационных бомб.
Что касается самой бомбы УПАБ-1500Б, то она была принята на вооружение относительно недавно — в 2019 году. «Это очень серьёзный боеприпас с массой боевой части более тонны. Принцип применения УПАБ — «запустил — забыл». То есть бомба сама ищет цель при помощи инерциальной и (или) спутниковой системы наведения и планирует при помощи складных крыльев», —рассказал собеседник.
Причём бомбу можно запрограммировать на подрыв при соприкосновении с поверхностью, либо — на подрыв по таймеру. Последнее необходимо при поражении зданий, которые заняты противником: бомба сначала попадает в помещение, а потом взрывается внутри, пояснил источник ИА REGNUM.
Но все плюсы нового российского боеприпаса сводит на нет главный минус — существенная дороговизна каждой отдельной бомбы, констатирует эксперт.
«Вероятно, массовое применение УПАБ связано с тем, что оборонно-промышленному комплексу удалось наладить бесперебойное производство, — продолжает собеседник. — А значит, в ближайшее время новые боеприпасы будут применяться всё чаще. В таком случае все важные узлы обороны противника на расстоянии до 50 км от фронта будут постепенно уничтожаться, поскольку УПАБ-1500 совмещает большую мощность боевой части с высокой точностью».
Таким образом, даже с учетом главного минуса — дороговизны, применение УПАБ создаст (если уже не создает) серьезные проблемы для ВСУ. При этом у самих украинских военных могут возникнуть сложности с применением натовских бомб JDAM, заметил собеседник.
«Что касается JDAM-ER, то это также авиационный боеприпас c JPS-наведением, —пояснил источник ИА REGNUM. — То есть перед пуском бомбы с самолёта-носителя загружаются данные о цели, и дальше бомба летит по заданным координатам. Из преимуществ можно назвать повышенную дальность поражения. Собственно, ER и означает Extended Range, то есть «увеличенная дальность». Здесь речь идёт уже о дальности поражения до 70 км».
Но масса боевой части этой новейшей американской бомбы существенно меньше. Как правило, около 200 кг. Для сравнения, у УПАБ-1500Б этот параметр — 1010 кг.
«Если упрощать, то наши бомбы предназначены для нанесения одного, но мощного удара, —комментирует собеседник. — А поделка Boeing предназначена для серии пусков, чтобы обмануть ПВО. Четыре выпустишь, одна долетела — уже результат».
Но здесь сравнение не должно идти только по характеристикам самих бомб — «это несколько некорректно, потому что изделия разные всё же», добавляет эксперт. Главная проблема в том, как осуществляется пуск.
«Наши самолёты действуют свободно под защитой своих ПВО. Поэтому могут набирать необходимую высоту для пуска управляемых бомб — а это, напомню, около 15 км — спокойно. У украинских ВВС такой возможности нет — они стремятся летать пониже, чтобы не стать добычей истребителей или систем ПВО. Поэтому эффективность от применения JDAM-ER в разы падает. Так что сейчас преимущество точно на нашей стороне именно за счёт этого фактора, у них слишком мало самолётов, чтобы ими рисковать», —резюмировал эксперт.
Существует, впрочем, вероятность, что эта проблема может быть решена за счёт поставки Киеву самолётов производства стран НАТО. Такого мнения придерживается, например, эксперт в области ПВО полковник в отставке Юрий Кнутов. «Есть вероятность, что Запад все-таки примет решение о поставке самолетов, которыми будут управлять иностранные пилоты из числа якобы добровольцев», — сказал Кнутов «Московскому комсомольцу».
Применение российскими ВКС управляемых авиабомб большой мощности уже вызвало озабоченность у Киева и западных союзников. США обеспокоены успехами российских самолётов в небе Украины, поэтому ищут способы вооружить украинские истребители. Пентагон изучает возможность передать ВСУ управляемые ракеты класса «воздух — воздух» AIM-120, сообщают источники американского издания Politico. Но, отмечают они, реализовать этот план будет крайне трудно из-за несовместимости ракет с бортовыми системами истребителей МиГ-29, которые используются украинскими ВВС. Поэтому носители УПАБ-1500Б могут свободно действовать и поражать противника.
Осознавая этот факт, США, похоже намереваются пересадить украинские ВВС на самолёты собственного производства. По крайней мере, первые украинские лётчики уже прибыли в США — о чем сообщило NBC. Однако их обучение, равно как и поставки самолётов, затягиваются, а значит, американские истребители в ближайшие месяцы не смогут защитить позиции ВСУ от ударов управляемыми авиабомбами.