Найти в Дзене
Nobody

Раздвоение личности в кинематографе

Оглавление

Тема раздвоения личности одна из наиболее интересных и выразительных тем в кинематографе. Секрет хорошего фильма в том, что бы заставить зрителя сопереживать одному из главных героев. А сделать это можно при помощи общих черт характера между экранным персонажем и зрителем. Казалось бы, что достаточно редкая в реальной жизни проблема раздвоения личности должна быть чужда зрителю, но не все так просто. Кто из нас хотя бы раз не назывался выдуманным именем в новом аккаунте в соцсетях, не придумывал никнеймов в играх, не назывался любимым героем или не делал себе псевдоним на Дзене? Не привирал информацию о себе, не выставлял фото, которые не отражают реальный характер, а демонстрируют то, каким бы вы хотели, чтобы вас видели другие люди? В такие моменты мы подсознательно создаем свое альтер эго, которое скрывает то, что мы не хотим афишировать или наоборот, которое выглядит лучше и является ориентиром для нас самих. А если это так - то поздравляю, данная тема не пройдет мимо вас при просмотре фильмов.

Постер художественного фильма "Сплит"
Постер художественного фильма "Сплит"

Иногда эта тема очевидна и является ключевой для фильма, а иногда только по намекам можно понять, что герой в процессе сюжета не меняется, а заменяет себя. В каждом случае это огромный простор для реализации сценарной, операторской и режиссерской работы, а для актера это хорошая возможность показать себя как многогранного профессионала, отыграв в одном персонаже двух (или больше) личностей

Думаю, можно выделить три способа экранизации данной тематики:

1. Два актера на одну роль

Очевидный, но от того не менее интересный прием. Главный герой, под гнетом проблем создает внутри себя личность, которой все дозволено, которая делает все, что ему бы хотелось, но на что он никогда не осмелится, внутренние конфликты героя разделяют его сознания на две (а может и три) личности с разной внешностью, способные запутать не только главного героя, но и зрителя.

Кадры из художественных фильмов: "Тайное окно", "Бойцовский клуб", "Майор Гром: Чумной Доктор"
Кадры из художественных фильмов: "Тайное окно", "Бойцовский клуб", "Майор Гром: Чумной Доктор"

2. Визуальное задвоение актера для передачи внутреннего диалога

Борьба с самим собой или принятие правды о своей жизни заставляет героя буквально кричать на самого себя, это не образ который создается в подкорке мозга и выглядит как хочет, это зеркальное отражение персонажа, созданное подсознательно, что бы скрыть внутри себя что то плохое или страшное. На экране для этого используют разные ракурсы на одного и того же героя, смену кадров, или графику для создания двойника.

Кадры из художественного сериала "Лунный Рыцарь" и кадры из художественных фильмов "Пираты Карибского Моря: На Краю Света" и "Властелин колец: Две крепости"
Кадры из художественного сериала "Лунный Рыцарь" и кадры из художественных фильмов "Пираты Карибского Моря: На Краю Света" и "Властелин колец: Две крепости"

3.Художественные намеки и детали

Самый интересный художественный прием. Актеру дается поле для демонстрации всего своего огромного таланта. За сменой той или иной личности в одном персонаже нужно следить по мимике или жестам, не упуская деталей подмены персонажа на "второе Я". Но есть и определенный набор устоявшихся визуальных приемов, по котором можно заметить, что личности главного героя перехватывают контроль у друг у друга. Как правило, вторая - скрытая или подавленная личность внутри, пытается отделить себя от образа, скажем, неудачника, сложившегося в глазах у окружающих, которые знакомы с личностью номер один, и делает это при помощи вещей, меняющих внешний вид. В художественном фильме "Джокер" такой "вещью" был грим клоуна, а в сериале "Во все тяжкие" Хайзенберга можно было отличить от Уолтера Уайта по стремлению носить чёрную шляпу. Далее, для закрепления новой личности на экране, выступает зеркало. То, что отражает нас же в реальной жизни, в фильме показывает нам подмену персонажа, на его желаемый облик. Все тот же Джокер, раскидывает руки перед зеркалом и наслаждается тем, что он наконец стал свободен от оков, навязанных обществом; а Хайзенберг, найдя шляпу на сиденье старой машины, надевает её в отражении зеркала заднего вида, и тут же продает машину за бесценок, потому что на таком корыте мог ездить Уолтер, но точно не он.

Кадры из художественного фильма "Джокер" и кадры из художественного сериала "Во все тяжкие"
Кадры из художественного фильма "Джокер" и кадры из художественного сериала "Во все тяжкие"

Нравятся ли вам подобные темы и их проявления в фильмах и сериалах? Делитесь своим мнением в комментариях;

Всем спасибо кто дочитал до конца =)