9 марта 1906 года открыла двери прощальная художественная выставка объединения "Мир искусства". Экспозицию организовал Сергей Павлович Дягилев, для которого творческая работа содружества была одной из главных вех деятельности в России – и, в некотором роде, плацдармом для будущего покорения Парижа.
Содружество мирискусников появилось в 1898 году в противовес передвижничеству и художникам-академистам. Более того – в оппозицию эпохе, которую в европейской культуре принято называть "fin de siècle" ("Конец века"). "Мир искусства" попирает тревожные и мистические настроения времени и атмосферу декаданса идеей упоения красотой.
Сравните эти картины, созданные в одно время, чтобы понять разницу.
Свои эстетические воззрения альянс "Мир искусства" излагал в одноименном журнале. Вкратце они сводятся к идее творческой свободы художника и афоризму "искусство ради искусства". Вот что пишет сам Сергей Дягилев:
«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца <...> Он должен нас ввести в своё царство, показать ясно, реально те образы, которые без него закрыты для нас»
«И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К „непризнанным“ присоединились те из „признанных“, которым было не по себе в утвержденных группах.» (речь о передвижниках).
Во главе содружества стояли Александр Бенуа и Сергей Дягилев. В палитре имен мирискусников – Серов, Кустодиев, Сомов, Левитан, Врубель, Коровин, Бакст, братья Васнецовы...
Жизнь после смерти
Кратким был исторический миг существования этого творческого объединения – с 1898 по 1904 год. В 1906 году Дягилев организует прощальную выставку "Мира искусства".
Впрочем, в том же году он открывает первую экспозицию русской живописи в Париже – надо ли говорить, что во Франции были представлены работы тех же самых художников? С той грандиозной выставки берут свои истоки знаменитые дягилевские "Сезоны".
А в 1910 году объединение мирискусников возрождается уже под началом Николая Рериха.
Галерея картин художников "Мира искусства"
Исаак Левитан - Озеро (1900). Одна из последних работ мастера.
Константин Коровин - Ночной Париж (1902). Коровина по праву называют одним из главных "русских импрессионистов"
Константин Сомов - Вечерние тени. Силлямяги (1900-1917)
Александр Бенуа - Китайский павильон. Ревнивец (1906)
Николай Рерих - Ангел последний (1912). Рерих обладал несколько иными взглядами на творчество, нежели первое поколение мирискусников. В его картинах важное место занимают библейские и мистические темы. В тревожные годы, предшествующие началу Первой Мировой Войны, была создала это картина.
Согласно библейскому сюжету, Ангел карает человечество за грехи и бездуховность, уничтожая старый мир огнем и мечом для того. Важно отметить, что такую же картину с аналогичным названием художник написал ровно через тридцать лет, в разгар еще одной трагедии – Второй Мировой Войны.
Завершим нашу статью прекрасным высказыванием Дягилева:
«Мы, конечно, не проповедники лжи, но мы и не рабы правды… Мы прежде всего жаждущее красоты поколение»