Найти тему

Кредит доверия

Оглавление

Егор был очень рад, когда ему сообщили, что он поступил в московский вуз. Чего еще желать! Он получит специальность журналиста, сможет работать на каком-нибудь телевизионном канале, добьется успеха и станет жить в свое удовольствие.

Конечно, жаль, что на бюджетное место чуть-чуть не хватило баллов, но хорошо, что у института есть общежитие и за небольшую оплату там можно спокойно поселиться. Родители вздохнули, пожали плечами и отпустили Егора в столицу из родной Самары.

Уезжал он с легким сердцем и небольшой суммой на карманные расходы. Естественно, он не собирался сидеть на шее у своей семьи и намеревался сам оплачивать свое пребывание в Москве. Кто знал, что почти через год он окажется в долгах, как в шелках, да еще и не по своей вине?

Новые друзья

Учиться у Егора получалось хорошо, подработку он тоже нашел быстро — недолго думая, устроился в кафе быстрого питания. За пару часов по вечерам он получал немного, но на еду хватало. Его новые друзья-студенты удивлялись, как можно жарить бургеры за деньги, если ты учишься на работника интеллектуального труда, но Егор был не из гордых и не из брезгливых. Платную практику в газете или журнале надо было еще поискать, а он не хотел просить денег у родителей сверх тех, что они дали ему в дорогу.

Близилось лето. Однажды он вышел из института и после пар как раз собирался отправиться в кафе на смену. Возле крыльца он увидел двух своих приятелей, которые общались с незнакомым ему парнем в черной куртке и модных солнцезащитных очках.

— Вася! — коротко представился он и протянул руку. — Я с третьего курса, с заочки. Предлагаю пойти куда-то пропустить по стаканчику. Вы как?

— А я Егор. Не могу, ребят, работаю сегодня.

— Ну мы пошли. — ответил Вася и они всей компании двинулись вниз по улице.

Егор свернул в противоположную сторону к бургерной и моментально забыл о только что произошедшем разговоре. Со студентами заочного отделения они сталкивались редко, институт был большой, и он был уверен, что Васю видел в первый и последний раз.

Каково же было его изумление, когда на следующий день он вышел из института и снова увидел ту же картину — его сложившаяся компания приятелей стояла и общалась с Васей. Хотя удивление было скорее приятным, ведь раз друзья вчера гуляли с этим Васей, а сегодня он снова здесь, значит, с ним веселей.

— Егор! — поприветствовал его Василий — Вот и ты. Я как раз рассказывал ребятам про свою новую статью-расследование. Я ж в онлайн-журнале работаю, пишу лонгриды. На третьем курсе-то уже пора!

Ребята засмеялись, мол, они согласны с утверждением. Но за их смехом скрывались большой трепет и уважение. Сами они не были уверены, что им удастся куда-то устроиться к третьему курсу. Журналистика представлялась им дверью, в которую однажды войдут только избранные. И вовсе не факт, что это будут именно они. А Вася уже это смог.

— Ну что, ребята? — широко улыбнулся Вася, — погода отличная, прогуляемся?

В тот вечер у Егора не было подработки в бургерной и он решил присоединиться к компании.

Большой мир

После часа, проведенного вместе с Василием и его приятелями, у Егора не осталось сомнений, что новым лидером их коллектива стал именно Вася. Он много рассказывал о своей работе, показывал опубликованные статьи. Несмотря на простое имя «Василий Иванов», оно гордо смотрелось в качестве подписи к объемным статьям-расследованиям. Вася оперировал фактами из последних своих лонгридов, рассказывал сложности, радовался победам. С гордостью он говорил, что пишет всегда поздним вечером, уходя в ночь, потому что для него так продуктивнее. Упомянул даже, что ему приходится постоянно носить солнечные очки, потому что от ночной жизни и недосыпа его глаза стали красными и слишком чувствительными к солнечному свету. В общем, выглядел настоящей акулой пера.

Егор радовался, что теперь у него появился знакомый, с которым можно обсуждать журналистику. Раньше он думал, что телевидение — единственный вариант, но сейчас понимал, что немного опередил события, вряд ли его сразу возьмут вести какую-то передачу. А вот статьи писать — почему бы и нет, у него это хорошо получается, за сочинения в школе были всегда одни пятерки. Копирайтинг и написание статей на заказ казались ему муторными и сомнительными делами, а вот работать на компанию или сайт… И он жадно поглощал все, что рассказывал Вася.

Его приятели тоже были очарованы новым собеседником и слушали его рассказы, открыв рот. Когда они зашли в бар, Вася признался, что гонорар он получит только на следующей неделе, а сейчас он на мели. Ребята принялись угощать его по очереди. Василий обещал, что вернет всем деньги, но парни, многие из которых были из Москвы, только отмахивались, мол, «успокойся». Вечер прошел очень интересно и продуктивно.

— Представляешь, я познакомился со студентом-журналистом, — рассказывал Егор в тот день родителям по телефону. — Надеюсь, что он меня познакомит с нужными людьми и я увижу большой мир — не буду больше подрабатывать в бургерной, а стану писать статьи для хорошего издания.

Прошла неделя. Каждый день компания зависала с Васей, но Егор не мог себе позволить столько развлекаться, ведь суровая летняя сессия была уже не за горами. Но, когда выдавалась возможность, он отправлялся на встречу с друзьями. В один из таких дней, сильно тушуясь, Егор попросил Василия поговорить со своим начальником и спросить, нужны ли им еще работники. Вася покивал и обещал, что обязательно что-то придумает. Учеба давалась Егору легко, его хвалили преподаватели, возвращаясь в общежитие поздними вечерами, он засыпал в прекрасном расположении духа. У него было ощущение, что перед ним вот-вот откроются все двери мира, он сможет реализовать себя и станет по-настоящему счастлив.

Где мой паспорт?

В одно утро Васю разбудило копошение соседа Гриши. Будильник еще не звонил. Привыкший к беспокойному началу дня в общаге, Егор просто натянул одеяло на голову и попытался спать дальше. Но сосед не унимался. Он ходил туда-сюда, брал в руки джинсы, рюкзак, вытряхивал оттуда вещи и снова засовывал внутрь. Егор не мог понять, почему Гриша суетится, вчера они долго гуляли их обычной компанией, потом готовились к зачету, поэтому все участники действа спали как убитые. Что у него случилось?

— Гриня, что ты носишься? — наконец недовольно поинтересовался Егор.

— Да я сам как-то проснулся, вспомнил, что надо конспект в рюкзак положить. Встаю, открываю рюкзак и вижу, что внутренний карман открыт. А я там паспорт держу. И паспорта нет.

Гриша рассказывал это деловито и бодро, ероша всклокоченную ото сна шевелюру. Егор скептически прищурился:

— Ну а ты точно его никуда не перекладывал? С тебя станется.

— Клянусь! — патетически воскликнул Гриша и драматически свалился на кровать.

— Ясно все с тобой, посеял паспорт. — вздохнул Вася. — Ну что делать, восстановишь. Ты же не собираешься кредит брать? А куда-то в поезде ехать? Или для чего там еще может быть нужен паспорт?

— Да нет, конечно. И все-таки! — Григорий собирался и смеялся.— Где мой паспорт? Ну куда я его засунул?

Так, со смехом и прибаутками, они собрались на занятия и отправились на пары. Стоял погожий денек, летняя сессия подобралась вплотную. Выйдя с занятий, Егор обнаружил, что все его друзья сбились в привычную группку, но среди них не было Василия. Его отсутствие теперь ощущалось так же противоестественно, как когда-то присутствие.

— А где, собственно, Василий? — второй раз за день после паспорта обнаружил недостачу Гриша. — Он не говорил, что сегодня не будет?

— Нет, не говорил. — ответил один из ребят, Паша. — Но у них сессия, вроде, пораньше начинается. Он же заочник. Может, уже пошли зачеты.

Они пожали плечами и отправились гулять одни. На следующий день Василий появился, как ни в чем не бывало. Он подтвердил предположения ребят, рассказав, как он готовится к тяжелым зачетам и экзаменам, добавив, что на третьем курсе они вовсе не такие легкие, как на первом. В тот вечер полил жуткий ливень, было решено изменить привычный план прогулок и завалиться в общежитие. Для этого потребовалось поручиться перед охраной за Василия, и Егор поставил необходимую подпись в журнал посещений. Оказалось, что Василий мастерски играет на гитаре и, позаимствовав инструмент одного из приятелей, устроил им целый музыкальный вечер, исполняя хиты рок-музыки на заказ. Уличив момент, Егор успел спросить Васю, удалось ли поговорить с начальством насчет работы. Вася сказал, что пока нет, ведь начальство есть начальство, оно такое занятое. Но поговорит обязательно. Время посещения для гостей общежития кончилось, но они никак не хотели расходиться, так что к ним даже поднялся охранник и в шутку погрозил своим внушительным кулаком.

А наутро у Егора и его однокурсников был первый, самый простой из всех экзамен. Егор спокойно встал, собрался взял подготовленные загодя шпаргалки и потянулся к куртке, чтобы положить их в карман. Но когда он засунул руку внутрь, внутри все похолодело. С вытаращенными глазами он стоял посреди комнаты и не верил тому, что чувствовал.

— Что случилось? — спросил его Гриша, ровно так же, как он когда-то, лениво оторвав голову от подушки.

— Где мой паспорт? — с ужасом и пониманием одновременно ответил Егор. Одним прыжком он подскочил к мобильнику, ввел имя «Василий Иванов» и известное название издания, где Вася работал. С фотографии на него смотрело совершенно другое лицо — это был скорее плотный блондин, нежели тот худощавый брюнет, с которым они расхаживали по улице.

— Дело дрянь. — сказал он с недоумением взирающему на него другу. — Похоже, нас обманули.

Теперь я должник

Проректор по учебно-воспитательной работе смотрел на них тяжелым и сочувственным взглядом одновременно.

— У скольких из вас пропали паспорта?

— У двоих. — ответил Егор.

— Где находились ваши сумки с документами, когда вы ходили в бар? Вы следили за ними?

— Ооооох. — тяжело вздохнул Гриша и схватился за голову.

— Понятно. За спинами, значит. Вы видели когда-нибудь Василия внутри здания вуза? Или только во дворе?

— Только во дворе. — сказал Егор. — А мы даже и не подумали, что он может быть не тем, за кого себя выдает.

— Появлялся после кражи второго паспорта?

— Нет, исчез.

— Это мелкий мошенник. Похожие случаи уже были в городе, передавали по телевидению. Возможно, он орудует в банде. Их сложно поймать, потому что они втираются в доверие и жертвы чуть ли не сами оставляют у них под носом документы. Они заимствуют их, оформляют займы, а потом возвращают. Очень сложно поймать кого-то из них, потому что они изменяют или скрывают свою внешность.

Егор вспомнил солнечные очки Василия и его передернуло.

— Он взял несколько займов. — сказал Гриша. — Что же мне теперь делать?

— Какая там сумма?

— На одном изначально было пять тысяч, но проценты капают и там уже набежало семь. На втором и третьем уже осмелел, взял по десять. По ним тикают проценты.

— Значит, нужно написать заявление и отправить в МФО, что займы оформлены без вашего ведома. Или одолжите срочно у кого-нибудь, потом вернете. По этим займам капают проценты за каждый день просрочки. Попросите родителей. Это ситуация ЧП, они должны понять.

— Но ведь он в таких деталях рассказывал о том, что происходит! Что он статьи пишет, какие там обстоятельства, про главного редактора, про режим дня. Неужели он это все придумал из головы? — воскликнул Гриша.

— Боюсь, что так. — сказал проректор. — Развлечение такое у них, кредит доверия нарушать. Найдут его и будет отвечать. Я пошел, ребята, дела не ждут. Обязательно верните все долги.

Егор с ужасом подумал о том, что он следующий на оформление заема и, возможно, прямо сейчас на его долг капают злосчастные проценты. «Теперь я должник», — крутилась у него в голове заезженная пластинка нон-стоп. Василий не появлялся уже две недели, было понятно, что он не только взял на них с Гришей заем, но и, вероятно, уже потратил эти деньги. Вероятно, выдавая себя за кого-то другого где-то в другом месте и обманывая новых доверчивых людей.

Дни стали похожи на затянувшийся дурной сон. Егор вставал, на автомате шел на пары, потом перебрасывался с друзьями парой фраз и шел обратно домой. Он жалел о каждой копейке, потраченной на Васю и его угощение, сейчас он осознал, что платил за него не раз и не два. Тем временем, скоро подходил срок оплаты и общежития, и обучения. Егор не говорил родителям о произошедшем, не хотел их зря тревожить. Он прекрасно знал, что они не смогут достать деньги из ниоткуда и немного завидовал Грише, чьи родственники быстро изыскали средства, чтобы закрыть задолженность и, кажется, его даже не осуждали. Умом Егор понимал, что нужно суетиться, выяснять, где был взят заем и какой долг на нем висит, но был словно замороженный. В первый раз в жизни его так подло обманули.

С исчезновения Василия прошло три недели. Звонок коллектора «догнал» Егора, когда он сидел на паре.

— Егор Александрович? Когда долг возвращать собираетесь?

— В самое ближайшее время. — честно ответил Егор. — Правда пока не знаю как. А подскажите, какая там сумма долга?

— Как это, вы не знаете, сколько взяли в долг? — возмутился голос собеседника.

— Да, потому что заем взял не я, а мошенник.

В трубке возникла пауза. Но после нее голос коллектора прозвучал даже решительнее:

— У вас долг пятнадцать тысяч рублей. Не затягивайте с возвратом.

Надо что-то делать

После первого же звонка коллектора Егора затрясло крупной дрожью. Что теперь делать? За свою бургерную подработку он получал гораздо меньше и, если так пойдет дальше, он утонет в капающих день ото дня процентах. Егор пошел в кафе и спросил, есть ли дополнительные часы работы. Ему сказали, что, к сожалению, нет. Потом он ходил в деканат, интересовался, чем он может быть полезен там. На него посмотрели, как на человека, которому нечем заняться. Посвящать деканат в произошедшее и тем более обсуждать это, Егору совершенно не хотелось.

А коллекторы продолжали звонить. Василий набрал на него пять займов диапазоном от пяти до двадцати тысяч каждый. Подошла пора оплаты учебы и общежития, Егор отдал последние карманные деньги, привезенные из Самары. Теперь у него ничего не было и, кроме того, он был должен. Через неделю начиналась сессия. У Егора нарушился режим сна и, под предлогом подготовки к занятиям, он подолгу просиживал в интернете. Заходил и на статьи так называемого Васи, пытаясь понять, как он мог поверить мошеннику и мог ли заметить подвох. Читал статьи о том, кто и как обманывает людей, эти сведения приводили его во все большее уныние, усиливая тревожность.

В какой-то момент он понял, что больше не может нервничать и спать тоже не может. И тогда ему пришла в голову мысль поискать работу в интернете. Ведь вторую оффлайн-работу он бы точно не потянул, а подработка в бургерной и учеба отнимали много времени. Он набрал в поисковик всего два слова «работа онлайн». Егор ожидал, что ему выплывут случайные предложения и разовые подработки. Но, к его изумлению, он увидел что-то похожее на сайт, где удаленно работать можно постоянно. Сайт назывался
Workle Pro и оказался посвящен онлайн-заработку.

Егор довольно быстро зарегистрировался и за одну ночь понял, что к чему. Есть профессии и продукты, можно предлагать другим и получать вознаграждения за сделки. Больше всего ему понравилась профессия «Подбор персонала», поскольку подработка курьером, насколько он знал, могла заинтересовать многих его знакомых студентов. Егор решил не терять времени даром. Нескольким людям он написал напрямую, спросив, не хотят ли они подработать, также распечатал некоторое количество объявлений и повесил на доску информации в общежитии.

Он вовсе не был уверен, что все получится. Но интервью и статьи на сайте убедили его, что попробовать стоит. Поэтому он решил сфокусироваться на учебе, чтобы не завалить сессию и подождать, будут ли трудоустраиваться кандидаты. В крайнем случае решил сам пойти работать курьером, хоть и плохо понимал, как будет совмещать это с учебой. Но полностью сосредоточиться на сессии, конечно, не удавалось. Пропущенные звонки от коллекторов постоянно высвечивались на телефоне, перманентно переведенном на беззвучный режим. Кроме того, Егор все время проверял сайт, не появилась ли там информация о зачисленном вознаграждении.

Все к лучшему

Когда деньги не зачислились и через неделю, Егор подумал, что сходит с ума. Да, он, безусловно, безумен. Как он мог подумать, что с долгами ему поможет разделаться какой-то сайт? На нервах он завалил экзамен по русскому языку, на курьерство времени не было. Он срочно стал искать новые источники дохода, но способы, которые ему попадались вроде копеек за лайки или перепосты, казались и вовсе бредовыми. Егор уже совсем было утратил надежду, когда ему вдруг позвонил однокурсник, которому он предложил вакансию в первую очередь.

— Егор, обалдеть, я устроился!

— Когда? — радостно спросил Егор.

— Да уже неделю назад. Деньги срочно нужны, ты же знаешь, сейчас за учебу платить. А я и так задержал. Теперь смогу решить эту проблему. Спасибо тебе!

Егор зашел на сайт проверить свой баланс и аж подпрыгнул от неожиданности. На его счете было уже 10 000 рублей! Видимо, неделю назад трудоустроился не только его однокурсник, но и еще кто-то, увидев расклеенные им объявления. Егор решил продолжать в том же духе. Через неделю на его счете было еще 20 000 рублей.

Через полгода стало ясно, что поймать Василия так и не удалось. Слава богу, Егора это уже почти не волновало. Он гордился тем, что не ждал, когда мошенник вернет ему деньги, а принял вызов и справился с неприятной ситуацией самостоятельно. Всего за пару месяцев с небольшим он полностью возместил взятые на него займы и все штрафы.

Друзья Егора прониклись к нему глубоким уважением. Ведь, когда ему стало ясно, что с сайтом все по-настоящему, он предложил подработку и им тоже. Вскоре к Егору стали обращаться и абсолютно незнакомые ребята с той же просьбой — устроить на работу. Так он стал душой компании не только своего курса, но и всего института.

А главное, Егор твердо решил, что журналистом он станет исключительно своими усилиями. То, что произошло, научило его рассчитывать не на человека из большого мира, который поможет обрести нужные связи, а в первую очередь на самого себя.