Азербайджан активно занимается восстановлением освобожденных территорий, и приоритетом в этой сфере является реализация транспортно-логистических и энергетических проектов.
Так, на освобожденных от оккупации землях прокладываются 18 автодорог общей протяженностью 2,2 тыс. километров. В то же время ЗАО "Азербайджанские железные дороги" реализует два крупных проекта по строительству железнодорожных линий Барда-Агдам и Горадиз-Агбенд.
На ж/д Барда-Агдам, которую планируется сдать в эксплуатацию в будущем году, предусматривается строительство четырех станций, и уже выполнено 90% работ. В то же время на железнодорожной линии Горадиз-Агбенд предусматривается построить девять станций, и работы также планируется завершить в 2024 году.
Кроме того, накануне стало известно, что уже завершено 37% земляных работ в рамках строительства взлетно-посадочной полосы и рулежной дорожки, перрона, терминала и вспомогательных зданий в международном аэропорту Лачина.
После двух международных аэропортов – Физулинского и Зангиланского, которые были сданы в эксплуатацию в 2021 и 2022 годах соответственно, воздушная гавань Лачина ожидаемо станет новым центром международных перевозок на освобожденных территориях.
Новый транспортный хаб региона
Ведущий научный сотрудник Института экономики, доктор философии по экономике Эмин Мамедзаде считает, что открытие дороги Барда-Агдам, а также Лачинского международного аэропорта придаст большой импульс развитию экономики и восстановлению освобожденных территорий.
"Поскольку Агдам является в настоящее время наиболее обжитым районом среди освобожденных территорий Азербайджана, то начало связки с городом Барда, который не находился под оккупацией, позволит запустить процессы поэтапной реинтеграции экономики и хозяйственной жизни на освобожденных территориях в национальную экономику страны", - рассказал Мамедзаде Sputnik Азербайджан.
По мнению экономиста, ввод в эксплуатацию автодорог позволит активизировать пассажирский и грузовой поток в направлении освобожденных территорий, а открытие Лачинского аэропорта даст возможность в то же время усилить приток зарубежного капитала в страну, поскольку наличие аэропортов позволяет более динамично развивать бизнес и деловое сотрудничество во всех странах.
"Нам в настоящее время, как воздух, требуются зарубежные инвестиции, ведь Азербайджан до сих пор ведет восстановление этих земель за счет своих финансовых ресурсов, не считая нескольких школ, открытие которых профинансировали наши братья из Узбекистана и Казахстана", - сказал эксперт.
В этом смысле, отметил он, организация транспортного хаба на базе уже открывшихся воздушных гаваней и строящегося Лачинского аэропорта придаст дополнительный импульс развитию двусторонних бизнес-отношений с партнерами, в первую очередь с Турцией, Россией и Грузией.
В результате, считает Мамедзаде, в ближайшие годы процветание этого региона будет очевидным.
При этом, добавил экономист, на освобожденных территориях все еще есть определенные проблемы с очисткой от мин и обеспечением безопасности.
"Но я думаю, что скорейшее развитие производственной и социально-экономической, а также транспортно-логистической инфраструктуры позволит решить все насущные проблемы и таким образом создаст основу для обеспечения взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами региона. В этом контексте открытие и реализация транспортных проектов и хабов является одной из приоритетных задач нашего государства", - добавил Мамедзаде.
Демонстрация экономической мощи Азербайджана
По словам депутата Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Руфата Гулиева, развитие транспортных проектов в регионе позволит превратить Карабахский и Восточно-Зангезурский экономические районы в экономически развитую зону, реинтегрировать возможности освобожденных территорий в азербайджанскую экономику.
"Развитие данных районов – это сотни тысяч людей, которые будут переселены туда. То есть это и социальные вопросы, решение проблем людей, которые были беженцами. С этой точки зрения - это демонстрация азербайджанской экономической мощи", - рассказал Гулиев Sputnik Азербайджан.
Азербайджан за свой счет и собственных ресурсов смог сделать невероятное, отметил депутат.
"Наверное, в истории последних 100 лет нет подобного примера, когда страна после деоккупации своих земель, после войны своими силами возвращает территории к жизни и начинает бурное развитие", - отметил Гулиев.
И это развитие, добавил он, начинается с широкомасштабных инфраструктурных проектов – трех аэропортов, железных дорог, автомобильных магистралей в сотни километров.
Депутат рассказал, что развитие освобожденных территорий с политической точки зрения демонстрирует волю руководства страны.
"Это еще раз доказывает, что президент нашей страны - лидер не только 10 миллионов азербайджанцев, которые живут в Азербайджане, но и более чем 50 миллионов азербайджанцев во всем мире", - добавил Гулиев.